Андреева М.В. Состояние полимодального восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Состояние полимодального восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

The state of multimodal perception in preschool children with a general underdevelopment of speech

 

Андреева Марина Владимировна

Andreeva Marina Vladimirovna

Магистрант ФГБОУВО  ИГУ, г. Иркутск

marinaandreeva1296200@mail.ru

 

Аннотация. В статье приведен анализ состояния полимодального восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлена характеристика основных типов полимодального восприятия  и  дана оценка компонентов готовности к школьному обучению при разных типах полимодального восприятия  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Annotation. The article analyzes the state of multimodal perception in preschool children with a general hypoplasia of speech. The characteristics of the main types of polymodal perception are presented and the components of readiness for school education are evaluated for different types of multimodal perception in older preschool children with general speech underdevelopment.

Ключевые слова: тип профиля полимодального восприятия, общее недоразвитие речи, компоненты школьной готовности, ведущая модальность

Keywords:  тype profile of polymodal perception, general speech underdevelopment, school readiness components, leading modality

Одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии на сегодняшний день является проблема разработки методов и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми  с тяжелыми нарушениями речи в процессе обучения. В настоящее время система образования ориентирована на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные массовые учреждения. Одной из приоритетных задач на ступени дошкольного образования является подготовка детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению.

Т. Б. Филичева,  Г. В. Чиркина подчеркивали, что процесс подготовки детей с ОНР к школе должен быть построен с опорой на все сохранные анализаторные системы. [6] К началу обучения в школе необходима сформированность всех компонентов перцептивной сферы, которая играет важное значение в усвоении школьных навыков чтения и  письма. Однако,  у дошкольников с ОНР в структуре нарушения наблюдается недостаточность сформированности перцептивных процессов, которая проявляется в доминировании зрительной модальности над слуховой и тактильно-кинестетической с определенной незрелостью последних (И. Ю. Мурашова, В. И. Нодельман). [3, 4] В свою очередь, недостаточная зрелость анализаторных систем может усугублять трудности освоения дошкольной образовательной программы и негативно сказываться на эффективности коррекционной работы. (Е. М. Мастюкова, В. И. Нодельман, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). [5] Таким образом, при реализации коррекционно-развивающей работы становится необходимым уточнение информации об особенностях развития полимодального восприятия у дошкольников с ОНР и об организации подготовки  к школе с учетом «выпадающих» субдоминатных модальностей.

Целью нашего исследования было изучение состояния готовности к школьному обучению у  старших дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих  разные типы профиля полимодального восприятия.

Наше исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Иркутска Детского сада №116. В нем принимало участие 22 дошкольника с общим недоразвитием речи: девочки  — 31,82 %, мальчики – 68,18 %, возраст дошкольников составил  6-7 лет.

Для изучения особенностей полимодального восприятия старших дошкольников с общим недоразвитием проводилось обследование по методике «Диагностика полимодального восприятия старших дошкольников», разработанной  И. Ю. Мурашовой. [2] Данная методика позволяет выявить ведущие, неведущие (открытые – часто используемые, прикрытые – недостаточно применяемые, закрытые – не участвует в процессе восприятия) модальности. С помощью данной методики устанавливается тип профиля структуры ПмВ: 1) гармоничный (достаточная активность ведущих и неведущих открытых модальностей); 2) дисгармонично-избирательный (наличие прикрытых неведущих модальностей); 3) дисгармонично-инертный (слабая активность ведущих и закрытых неведущих модальностей).

В ходе изучения полимодального восприятия старших дошкольников  с ОНР были выделены основные ведущие модальности, на первом месте – зрительная ( 31,82 %), на втором — тактильно-кинестетическая (22,72 %), на третьем  – сочетание  модальностей: зрительной и тактильно-кинестетической и  зрительной и слуховой, а также сочетание зрительной и тактильно-кинестетической и слуховой (по 13,64 %). Только в единичных случаях у детей с недоразвитием речи ведущей была слуховая модальность (4,54 %). Таким образом, результаты нашего исследования  подтверждают данные И. Ю. Мурашовой  [1,3] о преобладании у детей с ОНР зрительной модальности и  недостаточном функционировании тактильно-кинестетической и слуховой.

Анализ результатов исследования позволил распределить детей по  типам профилей полимодального восприятия (далее ПмВ). Оказалось, что у большинства дошкольников наблюдался дисгармонично-избирательный тип профиля ПмВ. Он характеризовался наличием одной или двух прикрытых модальностей. Например,  у дошкольника с ведущей зрительной модальностью, которая использовалась в полной мере, прикрытыми оставались слуховая  или тактильно кинестетическая модальности. Таки образом, не все анализаторные системы «работают» в полную силу.

Дизгармонично-инертный профиль полимодального восприятия обнаружился у  18,18 % дошкольников с ОНР. Для этого типа профиля ПмВ характерно наличие устойчивого (инертного) закрытого канала модальности. Очевидно, что  на «выпадающий» анализатор инактивен, поэтому на него нельзя опираться  в процессе коррекционно-развивающей работы. Следовательно, необходимо в содержание коррекционной работы включать приемы на совершенствование перцептивной сферы у детей с ОНР, в частности, на развитие прикрытых и закрытых модальностей.

Дети с гармоничным типом  ПмВ  составили 31,82 %. Этот тип ПмВ является самым благоприятным. Для него характерен достаточный уровень развития всех модальностей, отсутствие прикрытых и закрытых.

Мы сопоставили, результаты изучения готовности к школе у детей с разными типами профиля полимодального восприятия. По результатам нашего исследования у детей с гармоничным профилем ПмВ показатели готовности к школе были выше, чем у дошкольников с дисгармонично-избирательным и дисгармонично-инертным типом. В частности, они лучше справлялись с заданиями на конструктивный гнозис и праксис, на установление причинно-следственных связей на наглядно-образном материале.

Статистический анализ данных позволил констатировать, что дети с ведущей слуховой модальностью, имеющие дисгармонично-избирательный тип ПмВ, достоверно лучше справлялись с заданием на составление рассказа по серии сюжетных картин (r=0,04 при р<0,05). Их рассказ был достаточно связный, предложения использовались сложные, распространенные.

В свою очередь, дошкольники с сочетанием ведущих зрительной и тактильно-кинестетической модальностей достоверно лучше справлялись с заданиями на зрительно-пространственный анализ и синтез, конструктивный праксис (r=0,03 при р<0,05). Очевидно, что рассматриваемые модальности  играют большую роль в формировании этих психических функций.

Дети  с дисгармонично-инертный типом ПмВ характеризовались низким уровнем сформированности связной речи, недостаточной продуктивностью наглядно-образного мышления, трудностями пространственного анализа и синтеза. Это говорит о том, что наличие в структуре нарушения ребенка с речевым недоразвитием закрытых (неиспользуемых) модальностей негативно отражается на развитии его познавательной сферы.

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что у  большинства дошкольников с ОНР к началу школьного обучения наблюдается  недостаточность  сформированности полимодального восприятия, что негативно сказывается на психическом развитии детей, обуславливая трудности усвоения учебной информации. Очевидно, что при таком состоянии ПмВ эффективность коррекционно-развивающей работы может снижаться. Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод  о необходимости специальной работы по совершенствованию полимодального восприятия дошкольников с ОНР.

Список источников

  1. Мурашова, И. Ю. Особенности индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников [Текст] / И. Ю. Мурашова, В. И. Нодельман // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 213-217.
  2. Мурашова, И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования [Текст] : дис. … канд. пед. наук / И. Ю. Мурашова. – М., 2013. – 213 с.
  3. Нодельман, В. И. Особенности структуры полимодального воспитания у дошкольников с недостатками речи и их учет в коррекционно-развивающей работе [Текст] / В. И. Нодельман, И. Ю. Мурашова. — (Образование. Здоровье. Безопасность) // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — N 5. — С. 382-394.
  4. Нодельман, В. И. Совершенствование полимодального восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической коррекции [Текст] / В. И. Нодельман, И. Ю. Мурашова // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 2. — С. 269-274 .
  5. Чиркина, Г. В. Современное понимание процессов речевого развития  и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г. В. Чиркина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — №8. — С. 4-16.

Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В Туманова, Г.В.Чиркина.- М.: Дрофа, 2010.

Добавить комментарий