Бородина А.В., Кушеева Т.М. Инвалиды резко «выздоровели»

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Инвалиды резко «выздоровели»

The disablets sharpfully recovered

 

Бородина Анастасия Викторовна,

Borodina Anastasiya Viktorovna,

студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

pj12hp11dh17@mail.ru

Кушеева Туяна Мункоевна,

Kusheeva Tuyana Munkoevna,

студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

kusheevat@mail.ru

 

Аннотация. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни. [1] На сегодняшний день в нашей стране провозглашается равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и людей с ограниченными способностями и нарушениями здоровья. В свете последних событий вопрос о жизнедеятельности инвалидов вызвал колоссальную массу споров и противоречий. Это обусловлено принятием новой системы установления инвалидности и утверждением Приказа Минтруда «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н).

Annotation. The Russian Federation is a social state whose policy is aimed at the redistribution of material wealth in accordance with the principle of social justice in order to achieve a decent standard of living for every citizen. To date, our country proclaims the equality of rights and freedoms of man and citizen, including people with disabilities and health problems. In the light of recent events, the issue of the life of disabled people has caused a huge amount of disputes and contradictions. This is due to the adoption of a new system for determining disability and the approval of the Order of the Ministry of Labor «Classifications and criteria used in the implementation of medical and social expertise of citizens by federal state institutions of medical and social expertise» (approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation From December 17, 2015 № 1024n).

Ключевые слова: государство, социальная политика, инвалид, социальная защита.

Keywords: state, social policy, the disabled, social protection.

В России инвалидом признаётся гражданин любого возраста, имеющий какое-либо нарушение в здоровье со стойкими расстройствами функций в организме, обусловленное заболеванием (дефектом либо травмой), что привело к возникновению ограничений в жизнедеятельности указанного гражданина. В зависимости от полученной степени расстройства в функциях организма, присваивается группа инвалидности (ст. 1 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ). [4] Однако принят новый нормативный акт, определяющий критерии установления инвалидности.

В сфере социальной политики в отношении инвалидов данная тема является наиболее актуальной, поскольку вызывает бурю эмоций, споров и противоречий, как у самих инвалидов, так и всех граждан нашей страны.

Статья написана в целях изучения проблем интеграции инвалидов в обществе и условий их жизнедеятельности, а также предложения новых возможных направлений в социальной политике в отношении инвалидов.

Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать положения Приказа Минтруда, выявить изменения в жизни инвалидов, проживающих на территории России, а также, наметить возможные направления социальной политики в отношении инвалидов.

Проблема инвалидности широко обсуждается в современном мире в связи с высокой численностью инвалидов, слабой защищенностью этой группы на рынке труда, в сфере образования и других областях жизнедеятельности. Согласно ранее упомянутому Приказу Минтруда выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%. [3]

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки. Однако, люди считают, что данные критерии очень завышенные и некоторые люди с ограниченными возможностями не попадают в данные рамки, и, следовательно, не имеют возможности получать ряд льгот, пособий, лекарственных препаратов и т.д. Для обеспечения достойного уровня жизни инвалидов необходим целый комплекс социально-политических мер по регулированию вопросов образования, трудоустройства, выплаты пенсий и пособий, обеспечения льгот и других. Также, нарушения функций организма, будь то психические, физиологические или интеллектуальные, требуют особых медицинских, лечебных, реабилитационных и абилитационных мероприятий. Но, к сожалению, аудитория инвалидов численностью более пятисот тысяч человек с утверждением нового приказа лишись ряда льгот, пособий и необходимых инвалидам факторов. На данную проблему сложилось очень много мнений граждан и экспертов, которые считают, что в ближайшие несколько лет будет резкое сокращение лиц, имеющих статус инвалида, и, возможно, к 2018 году Россия окажется страной без них. Подобные показатели эксперты связывают со сменой вектора государственной политики в отношении инвалидов- бюджетной экономии социальных расходов.

Сотрудники медико-социальной экспертизы оценивают, по мнению специалистов, лишь сведения, указанные на бумаге, которые теперь не дотягивают до нужных процентов, в то время как врачи учитывают индивидуальные особенности пациента.

В Минтруде утверждают, что снижение количества инвалидов никак не связано с изменением правил экспертизы. Министр М. Топилин полагает, что причина – в естественной убыли пожилого населения. В свою очередь, заместитель министра Григорий Лекарев заявил на одной из пресс-конференций, что «снижается не количество установленных инвалидностей, а количество лиц, которые за ней обращаются».

По мнению Елены Клочко, члена совета по попечительству в социальной сфере при правительстве РФ, переход от медицинской к социальной модели инвалидности – это прогресс. То, как инвалид ощущает себя в жизни и чего ему недостает для самореализации, важнее, чем медицинские характеристики, считает она.

В конечном итоге такая ситуация может оказаться плачевной. Инвалиды, особенно дети-инвалиды, потратившие много сил и времени на то, чтобы чувствовать себя лучше, вынуждены вернуться к тому, с чего начали – к ухудшению своего здоровья.

Говоря о возможных направлениях социальной политики, важно взять во внимание мнение как самих инвалидов, так и их опекунов. Все они утверждают, что процедуру прохождения медико-социальной экспертизы необходимо сделать максимально прозрачной и индивидуальной, поскольку лишь индивидуальная процедура позволит максимально точно установить проблемы здоровья, а также качественно оказать помощь.

Таким образом, в части обеспечения доступности инвалидов к необходимым услугам предстоит долгая комплексная работа. Главное назначение социальной политики состоит в том, чтобы инвалиды не только имели права, но и могли их реально реализовывать в полной мере.

Список источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. — № 31. Ст. 4398.
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
  4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Добавить комментарий