Габдулкавеева И.Р. Современные механизмы взаимодействия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» с работодателями г. Зима, Зиминского района

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Современные механизмы взаимодействия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области  «Зиминский  железнодорожный техникум» с работодателями г. Зима, Зиминского района

Modern  mechanisms of interaction of the state budget professional educational industution of the Irkutsk region «Zima railway college» with employers of Zima city, Ziminsky district

 

Габдулкавеева Ирина Раисовна

Gabdulkaveeva Irina Raisovna

Заместитель директора по учебной работе

ОГБПОУ ИО ЗЖДТ, г. Зима

pu-6od2011@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье представлен опыт работы взаимодействия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» с работодателями г. Зима, Зиминского района. Роль работодателей в подготовке кадров региона.

Abstract.

This article presents tre work experience of the state budget professional educational industution of the Irkutsk «Zima railway college» with employers of Zima city, Ziminsky district. The role of employers in training the region.

Ключевые слова: программа, работодатель, выпускник, специалист, партнерство,  экономика, заработная плата, рынок труда, общие компетенции, профессиональные компетенции.

Key words: program, employer, leaver, professional, partnership, economics, wages, abour market, general competencies, professional competence.

За последнее десятилетие в профессиональном образовании произошли существенные изменения, многие насущные проблемы решены. Вместе с тем перед нами стоит задача быстрой модернизации системы среднего профессионального образования. Это обусловлено рядом причин, как объективных, свойственных для всей структуры системы среднего профессионального образования, так и субъективных, связанных с особенностями развития региона.

В структуре занятых в экономике нашего региона специалисты со средним специальным образованием и рабочие средней и высшей квалификации составляют свыше 73% от общего числа занятых в экономике. Но квалификация специалистов среднего звена становится низкой. Количественное и качественное состояние трудового потенциала, объемы и структура подготовки кадров неадекватны состоянию экономики. Опрос выпускников показал, что работать по специальности планируют не более 20%, две третьих связывают это с низкой заработной платой, треть – со слабой социальной защищенностью. По мнению опрашиваемых к высокой мотивации относятся не только высокие доходы, но и карьерный рост, престиж предприятия, реализация профессионального образования.

Перестройка отечественной системы образования обусловила необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

В настоящее время на рынке труда преобладает спрос на квалифицированные кадры, однако работодатель может приобрести «кота в мешке» вместо ценного и перспективного работника. Как известно ошибка с кадрами стоит очень дорого. А с другой стороны, нередко и надежды выпускника оказываются всего лишь надеждами.

Решение этой проблемы – в повышении качества подготовки специалистов за счет глубокого анализа требований всех субъектов, заинтересованных в их конкурентоспособности, создания системы оценки конкурентоспособности специалистов.

Предъявляемые к специалисту требования ориентируют систему профессионального образования на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, что характеризуется такими причинами как рост требований к квалификации и качеству подготовки специалистов и расширение рынка образовательных услуг.

Процесс взаимодействие Зиминского железнодорожного техникума с работодателями начинается уже в рамках профориентационной работы, и продолжается при реализации учебно-производственной деятельности, «преподаватель-студент-работодатель», логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост.

В техникуме внедрена практика участия работодателей, представителей от работодателей в заседаниях Педагогического совета, круглых столах, посвященных вопросам разработки учебных планов, государственной итоговой аттестации, выпускных квалификационных экзаменов и др. Совместно с работодателями проводятся ежегодно конкурсы профессионального мастерства как внутри техникума, так и региональные.

Привлечение работодателей к образовательному процессу проводиться по следующим направлениям:

  1. совместная организация производственной практики;
  2. подача заявки в техникум на подготовку специалистов определённого профиля;
  3. проведение конкурсов профмастерства;
  4. участие в разборке рабочих учебных программ;
  5. организация стажировок мастеров п/о и преподавателей;
  6. совместная профориентационная работа для учащихся школ;
  7. оказание посильной финансовой помощи;
  8. поддержка (софинансирование) участия техникума в инновационных проектах.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» [2] и ФГОС СПО образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу, определяя ее специфику с учетом потребностей рынка труда и работодателей, при необходимости дополняя и конкретизируя требования ФГОС к осваиваемым компетенциям, умениям и знаниям, приобретаемому практическому опыту. [1]

При разработке образовательных программ мы изучаем меняющиеся требования рынка труда и потребителей образовательных услуг, вносим соответствующие изменения. Программа ежегодно обновляется согласно Федеральных государственных образовательных стандартов (п. 7.1). Также, при разработки образовательных программ педагогический коллектив тесно взаимодействует с социальными партнерами, представителями работодателей. [3] Образовательные программы проходят рецензию работодателей.

Разрабатывая учебный план, часы обязательной учебной нагрузки вариативной части ОП СПО используются в полном объеме. Вариативная часть используется на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, в том числе для освоения дополнительных компетенций, получения дополнительных умений и знаний, или на введение новых дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей в соответствии с потребностями работодателей, потребностями и возможностями обучающихся и спецификой деятельности техникума. В настоящее время актуален вопрос привлечения работодателей к оценке качества подготовки выпускников.

Фонды оценочных средств являются неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы.  В соответствии с VIII разделом федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС) позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. [1] Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением  самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации  разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей».

Исходя из выше сказанного, оптимальным вариантом, является совместная работа власти, сферы образования и бизнеса, чтобы обеспечить высокую роль профессионального образования в подготовке кадрового потенциала для ведущих предприятий города Зима, Зиминского района, так как успешной реализации функций профессионального образования можно добиться, лишь ориентируясь на спрос со стороны рынка труда. Очевидно, что от такого взаимодействия выиграют все стороны социального партнерства: работодатель получит специалиста необходимой квалификации, готового приступить к работе сразу после получения диплома (работодатель — непосредственный потребитель образовательных услуг); образовательное учреждение имеет возможность осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, что существенно повысит авторитет и престиж учебного заведения.

Список источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2016 № 50, зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2016 N 41197.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012  одобрен Федеральным Собранием Российской Федерации 26.12.2012) в редакции от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
  3. Чешуина Т.Г., Сафончик Е.И., Захарченко Л.А. Разработка образовательных программ по заказам работодателей //СПО.2009.-№ 12. — c. 61-63.

Добавить комментарий