Зарубаева Е. Ю. Современные особенности правосознания и правовой культуры российского общества

Право. Наука. Общество:  материалы Международной НПК (2 июня 2017 г., г. Иркутск)

Современные особенности  правосознания и правовой культуры российского общества
The modern peculiarities of legal consciousness and legal culture of russian society

 

Зарубаева Евгения Юрьевна
Zarubaeva Evgenia Yurevna
к.ю.н., доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск
zarubaeva@ngs.ru

Соловьева Юлия Владимировна
Solovyova Yuliya Vladimirovna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск
martovskaya.1997@mail.ru

 

Аннотация.  В данной статье рассмотрены особенности и проблемы правосознания, а также правовой культуры современного российского общества. Сделаны выводы о том, что правовая безграмотность населения, а также неразвитость идеи правового государства являются причинами правового скепсиса и нигилизма. Для разрешения этих проблем необходима целенаправленная политика государства, способствующая повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан.

Ключевые слова: российское общество, правовая культура, правовое сознание, правовой нигилизм.

Annotation. This article examines the peculiarities and problems of legal consciousness as well as the legal culture of contemporary Russian society. It is concluded that the legal illiteracy of the population, as well as underdevelopment of a legal state are the reasons for skepticism and nihilism. To resolve these problems it is required a deliberate policy of the government which is aimed at improving the level of legal consciousness and legal culture of citizens.

Keywords: Russian society, legal culture, legal consciousness, legal nihilism.

 

Современное российское общество продолжает претерпевать социально – правовые изменения, результаты которых мы наблюдаем  наглядно. Все чаще из уст авторитетных юристов можно услышать уже устоявшиеся клише: «правовой нигилизм», «абсентеизм», «правовое бескультурье». Так или иначе, данные дефиниции относительно своего возникновения связанны с другими значимыми правовыми аспектами, которым отводится первостепенная роль в построении гражданского общества, как благополучного правового  государства – это правосознание и правовая культура граждан.

Под термином «правосознание» традиционно принято понимать следующее — это совокупность взглядов, идей, ценностных ориентаций и идеалов, выражающих отношение к праву и закону, суду, нормативному порядку вообще, причем оно не только выражает правовую действительность, но и конструирует желаемое правовое состояние, активно (прямо или косвенно) создает и реализует право. [2] Действительно,  правосознание находится в одном ряду с другими формами общественного сознания, обладает всеми качествами и характеристиками свойственными общественному сознанию в целом, но в то же время обладает и своими специфическими особенностями, которые позволяют отнести его к самостоятельному явлению. Таковой особенностью, к примеру, может выступать отражение государственно — правовых явлений, которые составляют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права. С одной стороны, правосознание выступает в роли аккумулятора, обобщающего  представление человека о подобных государственно-правовых и различных социально – правовых  явлениях. С другой же стороны, правосознание отражает и личное, сугубо индивидуальное, мировоззренческое  представление субъекта о существующих нормах, правопорядке. Индивидуальное правосознание может быть солидарно с  этими нормами, или же напротив, идти с ними вразрез, что представляет собой модель «согласия —  не согласия», которая наглядно позволяет отслеживать различные настроения и тенденции современного общества. Выступая в этой связи социальным регулятором, правосознание Российского общества подвергается значительной деформации, а кризис социальных установок массового сознания, бытующий в современности,  препятствует утверждению идей правового государства. Одну из тенденций современного общества характеризует взрывной и импульсивный характер правосознания отдельных групп, особенно ярко проявляющийся среди пользователей  Рунета, а именно  молодежи. Зачастую нововведенные правовые нормы трактуются  ею  неверно, вызывают широкий общественный резонанс, акты протестов. Данную мысль подтверждает и мнение министра юстиции А. Коновалова, который справедливо заметил, что «…у нашего народа исторически не сформировались правовая культура и уважение к закону. Поэтому, когда есть возможность закон обойти, мало, кто этим пренебрегает. Для того чтобы люди почувствовали, что такое закон, поняли, как он работает, осознали его эффективность, свою защищенность законами, нужно, чтобы законодательство было максимально приближено к запросам социальной среды». [3]  На наш взгляд,  данный аспект неразрывно связан  с очевидной неэффективностью многих проводимых реформ в сфере государственно — правового  строительства, большинства управленческих решений, которые зачастую не соотносятся с правовым сознанием своих носителей (индивидов, социальных групп, народов). При принятии различного рода государственных решений, мнение масс в подавляющем числе случаев остается без должного внимания, что обуславливает сформировавшийся господствующий скепсис и неверие в общественном сознании. А те меры, которые, казалось бы,  направлены на совершенствование участия субъектов в жизни государства,  вовсе являются неэффективными и противоречивыми. Примером могут послужить онлайн-петиции и законотворческие инициативы граждан, созданные в качестве института демократии и политической активности, но не оправдавшие свою значимость на деле. Как следствие, люди перестают ценить, уважать право, так как не видят в нем своего надежного гаранта и опоры, что в свою очередь порождает низкий уровень правовой культуры – еще одну не менее значимую проблему современного общества. Ведь нельзя не согласиться с мыслью о том, что правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при разрешении споров, поиска компромиссов и т.д, насколько информировано в правовом отношении население, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний. [4]

В общем смысле термину «культура» можно дать множество понятий. Это и все то, что создано человеком в отличие от того, что дано природой, и совокупность материальных, духовных ценностей, и конкретная характеристика человеческой деятельности. Что же касается правовой культуры, можно дать следующее определение.  Правовая культура – один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства. Правовая культура составляет внутреннюю, духовную основу правовой системы, она регламентирует поведение людей и деятельность их объединений в соответствии с социокультурными и историческими особенностями различных народов, выступает инструментом обеспечения социальной стабильности и прочного общественного порядка. [1]  Исходя из определения, приходим к выводу, что правовая культура рассматривается как совокупность процессов для конкретного этапа развития общества, этим и объясняется ее динамичность и способность всегда шагать в ногу со временем. Важнейшим свойством правовой культуры действительно является ее обусловленность правовым сознанием граждан. В данном качестве правовая культура служит связующим звеном  между правосознанием общества и, как следствие, массовым правовым поведением членов общества, а также складывающимися правовыми отношениями. Помимо этого, правовая культура определяется не только качеством развития правового сознания субъектов, но и качеством существующего законодательства. Ведь в первую очередь по качеству правотворческой деятельности можно судить о процессе обогащения и развития правовой культуры, ее совершенствовании и развитии под влиянием высококачественных законов, которые в свою очередь основываются на идеях свободы, справедливости и гуманизма. Необходимо отметить, что правовая культура общества зависит и от каждого отдельного ее члена – т. е. индивидуальной правовой культуры. Источниками правовых знаний личности выступают множество факторов. Таковыми, на наш взгляд, могут являться: окружающая действительность, практический опыт, а также средства массовой информации, через призму которых наше модернизированное общество получает различную информацию, в том числе и правовую. Избираемые источники правовых знаний зависят, как правило, от уровня образования, возраста, рода занятий. Особого внимания же в контексте правовой культуры заслуживают особые социальные группы. Очень важную часть групповой культуры составляет правовая культура молодежи, которая складывается не только в учебных заведениях, но и в неформальных объединениях. Так называемые субкультуры, которым зачастую свойственен маргинальный характер по отношению к социуму, а также отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению, заслуживает пристального внимания со стороны государства, ряда мер по профилактике недопущения данной дезорганизации.

Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что правосознание и правовая культура, как категории, а также как явления современной жизни общества находятся в тесной взаимозависимости друг с другом, переживают процессы изменений, остро реагируя на общественную динамику, с которой находятся в непрерывной взаимосвязи. Обозначив  в ходе изложения теоретической части проблемы развития изучаемых явлений,  видятся следующие практические пути их решения. Во – первых, росту правовой культуры, а также правосознанию могли бы поспособствовать тщательно продуманные правовые пропаганды в средствах массовой информации. Думается, что на данном этапе развития современного российского общества именно СМИ отводится роль «серого кардинала», навязывающего еще неокрепшим умам свою точку зрения далекую от действительности, либо ли вовсе заведомо искаженную. Во многих публикациях и выступлениях журналистов прослеживается антикультура к современному праву, правовым принципам, законодательным нормам.  В этом усматривается угроза формирования негативного отражения к праву. Во- вторых, в этой связи особого  внимания заслуживает категория молодежи, как наиболее уязвимая часть общества, склонная к выражению позиций недоверия к существующему правопорядку. Имеется необходимость к разъяснению ей действующего законодательства, тщательному правовому воспитанию граждан. Именно правильное воспитание каждой отдельной личности приведет к созданию культурного, социального активного, законопослушного общества. В современных условиях, в российском обществе правовое воспитание должно стать общегосударственной задачей, т. к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для формирования правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Список источников:

  1. Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятие, цели, основные направления: автореф. дис. … канд. юрид. наук./ Г.А. Головченко – Краснодар, 2016. – 32 с.
  2. Ершов Ю.Г. Философия права: Учебное пособие / Юрий Геннадьевич Ершов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. академии гос. службы, 2011. 240 с.
  3. Народный контроль закона // Российская газета. 2011. 23 июня.
  4. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова М.,2000. С.341.

Добавить комментарий