Игнатьева И.В., Овсянникова А.А. Тенденции развития рынка организации образовательных услуг

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Тенденции развития рынка организации образовательных услуг

Trends in the development of the market for the organization of educational services

 

Игнатьева Ирина Валентиновна

Ignatyeva Irina Valentinovna

К.э.н, доцент ФГБОУВО БГУ, г. Иркутск

irina.090@mail.ru

Овсянникова Анна Андреевна

Ovsyannikova Anna Andreevna

Студентка ФГБОУВО БГУ, г. Иркутск

anna-ovs2009@yandex.ru

 

Аннотация. Анализ тенденций мирового рынка образования за рубежом и тенденций его развития в России. Представлен анализ спроса на обучение в странах Азии. Определена роль России на рынке образования за рубежом. Обосновывается целесообразность расширения ассортиментного ряда компаний, занимающихся организацией образования за рубежом, и продвижения образовательных услуг в социальных сетях как современной тенденции.

Annotation. Analysis of tendencies of the world market of education abroad, and the trends of its development in Russia. Presents an analysis of the demand for training in Asia. Defines the role of Russia in the market of education abroad. The expediency of expanding the range of companies involved in the organization of education abroad, and the promotion of educational services in social networks as a modern trend.

.Ключевые слова: международный туризм, образовательный туризм, услуги по организации образования за рубежом, продвижение услуг, направления обучения иностранных студентов, информатизация общества, тенденции в продвижении образовательных услуг за рубежом.

Keywords: international tourism, educational tourism, services, education abroad, promotion of services, destinations of foreign students education, information society, trends in the promotion of educational services abroad.

 

В докладе Всемирной туристической организации от 2011 года «Туризм: перспектива 2030» прогнозируется устойчивый рост международного туризма в ближайшие два десятилетия со средним ростом числа туристов на 3% в год.  В России наблюдался сильный спад количества международных туристов в 2015 году, что объясняется ростом курса валют и закрытием для посещения ряда популярных туристических стран. В 2016 г. наблюдается уже рост количества туристов.

Можно предположить, что и в сфере услуг по организации образования за рубежом можно ожидать увеличения числа потребителей. Конечно, необходимо учитывать, что настоящее время экономическая и политическая ситуация в мире менее стабильно, чем предполагалось в 2011 году, но, тем не менее, можно предполагать, что рост числа потребителей в сфере возможен. Так, по данным ЮНЕСКО число иностранных студентов в мире в 2020 году достигнет 5,8 миллионов человек [4], сейчас эта цифра равна примерно 4 миллионам человек.  [5]

В сфере образования за рубежом услугой являются совместные программы обучения. Можно ожидать изменения в спросе на образование в определенных странах. В условиях нестабильной политической обстановки часто снижается интерес потребителей к странам, которые кажутся им потенциально опасными. Например, в 2001 г., после произошедшего теракта в Нью-Йорке в США, из-за ужесточения визовых требований самой страны и падения престижа США в мире как безопасной страны, количество иностранных студентов снизилось примерно на 12 %. Говоря о современных реалиях, можно предполагать снижение количества студентов в странах Европы, например, Франции, из-за опасной обстановки (теракты летом 2016 года, наплыв беженцев из ближневосточных стран и т.п.). И, наоборот, увеличения количества студентов в развитых странах Азии, таких как Китай, Южная Корея, Сингапур, и Океании – Австралия, Новая Зеландия.

В целом, за 2015-2016 гг. [2] количество выезжающих за границу студентов из России в зарубежные страны увеличилось примерно на 1000 человек, при этом поток в Европу снизился, а поток в Канаду, США, Австралию и Китай увеличился (рис. 1). Учитывая прогнозы аналитиков по политической обстановке в мире, можно предположить, что тенденция к снижению спроса на европейское образование сохранится.

Рис. 1. Динамика количества студентов из России, обучающихся в странах мира

Особенно активно в направлении обучения иностранных студентов развивается Китай. Так, по данным Министерства образования КНР в 2013 году в стране обучалось 328 тысяч иностранных студентов, а в 2014 – уже 390 тысяч человек. По расчетам Министерства образования КНР в 2020 году это число достигнет 500 тысяч иностранных студентов, при этом количество студентов из России будет равно 100 тысяч человек. В настоящее время число студентов из России в Китае равно практически 11 тысячам человек.

При увеличении спроса на обучение в странах Азии, увеличивается потребность в специалистах, знающих китайский, японский либо корейский язык для формирования и поддержания контактов с азиатскими учебными заведениями. По данным рекрутингового портала HeadHunter.ru спрос на специалистов со знанием китайского языка каждый год увеличивается примерно на 20% [5]. Это говорит не только о том, что фирмам, занимающимся образовательным туризмом было бы полезно нанять профессионала по работе с Китаем, но и о том, что Китай как направление обучения увеличивает свою долю на рынке и значимость для потенциальных студентов.

Прогнозы аналитиков не выявляют явного снижения или повышения цен на образовательные услуги за рубежом. Однако цены на обучение в мире постоянно увеличиваются. Так, по данным Bloomberg BusinessWeek, в среднем цена на образование в рамках программы MBA в зарубежных университетах поднимается на 2-5% в год. То же можно сказать о высшем и среднем образовании. Необходимо учитывать, что для российских студентов важен курс валют, так как при его изменении цены будут коррелироваться.

В настоящее время проходит процесс информатизации общества. Возросшая роль сети Интернет и количества пользователей в нем (в России в 2016 году число пользователей Интернета составило 70,4% населения [3]), говорит о том, что он стал одним из основных источников информации, и компаниям необходимо разрабатывать планы продвижения именно в виртуальном пространстве. Это касается не только создания и наполнения личных сайтов компаний, но и продвижения в социальных сетях, например, Вконтакте и Facebook. Ежемесячные аудитории этих социальных сетей в 2015 году составляли 54,6 миллионов пользователей и 24,2 миллионов пользователей соответственно, при этом средний возраст аудиторий сетей 18-24 года и 25-34/35-44  года соответственно [1], а это возраст потенциальных потребителей услуг по образованию за рубежом.

Можно предположить, что именно в социальных сетях они проводят время и ищут информацию, в том числе о компаниях, поэтому присутствие компаний в социальных сетях и ведение грамотной политики продвижения в них становится приоритетным. Учитывая демографические показатели, можно предположить, что количество пользователей социальных сетей будет только расти, поэтому присутствие компании в данном информационном пространстве и налаживание связи с аудиторией именно в сети Интернет станет приоритетной стороной продвижения.

Присутствие компаний в социальных сетях и ведение грамотной политики продвижения в них становится приоритетным. Учитывая демографические показатели, можно предположить, присутствие компании в данном информационном пространстве и налаживание связи с аудиторией именно в сети Интернет станет приоритетной стороной продвижения.

Исходя из проведенного анализа тенденций рынка образовательного туризма и основных характеристик продвижения услуг по организации образования за рубежом, можно сделать вывод о следующих тенденциях в продвижении данных услуг. Происходит переход продвижения услуг из реальной среды в виртуальную, на сайты компаний и в социальные сети. Все более расширяется ассортиментный ряд компаний, занимающихся организацией образования за рубежом, который включает в себя нестандартные варианты обучения за рубежом (географические направления) – Китай, Япония, ЮАР, Новая Зеландия и т.п. Происходит снижение доли продвижения компании методом ATL-рекламы и повышение доли продвижения определенных ее услуг, продвижение самой компании за счет мероприятий, событийного маркетинга. Усиливается существенно развитие элементов директ-маркетинга и личных продаж и инициативная работа компаний с потенциальными потребителями.

Список источников:

  1. Социальные сети в России, зима 2015-2016 Цифры, тренды, прогнозы [Электронный ресурс] — Режим доступа http://blog.br-analytics.ru/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy/. – (10.03.2017).
  2. Статистика студентов по странам [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.unipage.net/ru/student_statistics. — (5.03.2017)
  3. Тенденции развития Интернет-аудитории в России [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/. – (10.03.2017).
  4. «Сравнение мировой статистики в области образования», Институт статистики ЮНЕСКО. — Монреаль, 2007.
  5. Education at a Glance 2015, OECD, 2015.

Добавить комментарий