Карнаухова Л.П. Применение модульных технологий в образовательном процессе на уроках физики

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Применение модульных технологий в образовательном процессе на уроках физики

The use of modular technology in education process at physics lessons

 

Карнаухова Любовь Петровна

Karnaukhova Lyubov Petrovna

Преподаватель ГБПОУ ИО ИТТриС, г.Иркутск

angarria72@mail.ru

 

Аннотация. В статье отражены условия перехода на модульное обучение. Отражены вопросы технологии модульного обучения. В работе излагаются функции, методы, способы и правила создания технологии модульного обучения на уроках физики.

Abstract. The article reflects the conditions of transition to modular training. Reflect the issues of the technology of modular training. The paper outlines the functions, methods, techniques, and rules of creation of modular techniques in physics lessons.

Ключевые слова. Модульное обучение, Современный метод, учебно-познавательный, модульная технология.

Keywords.  Modular training, Modern method, cognitive learning, modular technology.

 

Современный рынок труда предъявляет новые требования к подготовке рабочих и специалистов. Грамотных квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена не хватает во всех отраслях народного хозяйства. Молодой человек, получив диплом, приходит на работу и … начинает учиться заново. Такое положение дел не устраивает никого — ни работодателей, ни самих выпускников, кото­рым трудно найти рабочее место. Опросы работодателей свидетель­ствуют о новых тенденциях развития потребности регионов в кадрах. Формируется заказ не только на качество профессионального обра­зования, а на способность молодых специалистов к «командной» ра­боте, сотрудничеству, к непрерывному самообразованию, умению разрешать разнообразные проблемы, самостоятельно работать с ин­формацией, планировать и анализировать свою деятельность, при­нимать решения и нести за них ответственность и т. д. Таким обра­зом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования — о профессиональных и ключевых компетенциях.

Одним из механизмов успешного решения поставленных задач рассматривается введение в системе начального профессионального образования образовательных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода. Концепция модульного обуче­ния разработана американским исследователем Дж. Расселом, кото­рый определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концеп­туальную единицу учебного материала и предписывающий обучаю­щемуся действия.  [2]  В нашей стране технология модульного обуче­ния в различных вариантах применяется и исследуется с начала 1980-х годов (П. А. Юцявичене и др.). Блочно-модульное обучение унаследовало основные принципы классно-урочной (традиционной) технологии обучения: принципы наглядности, последовательности, регулярности, контроля и некоторые другие, в том числе и в исполь­зовании учебной материальной базы.  [5]

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаю­щийся полностью самостоятельно (или с определенной дозой помо­щи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельно­сти в процессе работы с модулем. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достиже­нию дидактических целей. Именно модуль может выступать как про­грамма обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося.  [3]

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения. Во-первых, дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его ус­воения. Кроме этого, каждый обучающийся получает от преподава­теля советы в письменной форме как рационально действовать, где найти нужный учебный материал и т. д. Во-вторых, модули позво­ляют перевести обучение на субъект — субъектную основу, индиви­дуализировать работу с отдельными обучающимися, дозировать ин­дивидуальную помощь, изменить формы общения преподавателя и обучающегося. Отношения преподавателя и обучающихся становят­ся более паритетными.  [4]

В-третьих, обучающийся работает максимум времени само­стоятельно, учится планированию своей деятельности, самооргани­зации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осоз­нать себя в деятельности, самостоятельно определить уровень освое­ния знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными обучаю­щимися путём консультирования каждого из них, дозированной пер­сональной помощи.

В результате освоения модульной программы обучающийся получает не только профессиональные и ключевые компетенции, но и социальные: умение эффективно общаться с коллегами, руково­дством, клиентами, обеспечивать безопасность жизнедеятельности и окружающей среды, принимать решения. Они необходимы, чтобы эффективно вести себя на рынке труда, осваивать новые знания и виды деятельности.  [1]

В своей профессиональной деятельности я активно использую шотландскую методику разработки модульных технологий, где точ­но установлены стандарты результативности. Понятие компетентно­сти предполагает определение того, что обучаемый должен уметь делать и знать.

Мой личный опыт показывает, что введение модулей в учеб­ный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему обучения с элемента модульного обучения. На первых курсах обучения лекционная сис­тема может сочетаться с модульной технологией. Очень хорошо впи­сывается в модульное, обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающих­ся. Словом, модули можно использовать в системе начального про­фессионального образования и тем самым усиливать её качество и эффективность.

Наблюдения и результаты работы показывают, что для обу­чающихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своем темпе, при этом есть возможность получить консультацию у препо­давателя, можно все время себя контролировать. Обучающиеся зна­чительно глубже осознают содержание учебного материала. При мо­дульном обучении обучающийся включается в активную и эффек­тивную учебно-познавательную деятельность, работает с дифферен­цированной по содержанию и объему программой. Идет индивидуа­лизация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоя­тельности. Важно, что обучающийся имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения.

Сам факт наличия зачетных единиц организовывает и направ­ляет учебную деятельность обучающихся, побуждает их к более ак­тивному отношению к занятиям, формирует потребность учиться в полную силу, значительно сокращает количество пропусков без ува­жительной причины.

Собственный опыт использования модульного обучения на уроках физики позволяет сделать следующие выводы:

  • при модульном обучении каждый обучающийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность;
  • идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности;
  • система гарантирует каждому обучающемуся освоение стан­дарта и переход на более высокий уровень обучения;
  • принципиально меняется положение преподавателя в учеб­ном процессе, он осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью и консультирует обучающихся.

В результате изменения деятельности преподавателя на учеб­ном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение ново­го материала, а готовится к тому, как лучше управлять деятельно­стью обучающихся. Задача преподавателя состоит в грамотной по­становке целей модуля и структуировании учебного содержания. Это принципиально новое содержание подготовки к учебному занятию приводит к анализу преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей дея­тельности обучающихся, предвидение возможных затруднений, оп­ределение форм и методов учения требует от преподавателя хороше­го знания своих обучающихся.

Для перехода на модульное обучение необходимо создать оп­ределенные условия:

  • преподаватель должен быть мотивирован на переход с тра­диционной формы обучения на модульное обучение;
  • обучающиеся должны быть готовы к выполнению самостоя­тельной учебно-познавательной деятельности;
  • материальные возможности учебного заведения (наличие множительной техники для обеспечения каждого обучающегося пе­чатными материалами).

Моя практика внедрения модульной технологии в образова­тельный процесс показала, что не следует сразу применять модули во всех группах, следует ограничиться 1-2 группами или нескольки­ми обучающимися. Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности, систему контроля и внести необходимые коррективы в учебно-познавательный процесс.

Опираясь на собственный опыт, я рекомендую преподавате­лям, которые будут разрабатывать модульные программы обучения, разбить учебный материал на отдельные учебные единицы, так как обучающиеся не справляются с большим объемом информации. На­пример, курс «Колебания и волны» разделить на два модуля «Коле­бания» и «Волны». Это обеспечит гибкость структуры модульного построения курса, что позволит свободно изменять содержание мо­дулей с учетом динамики социального заказа, содержание каждого элемента может изменяться или дополняться, из данных элементов можно будет собрать новые модули.

Технология модульного обучения является одним из эффектив­ных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой подготовки специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

Список источников:

  1. Даутова О. Б., Кылова О. Н. Современные педагогические технологии в про­фильном обучении : учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А. С. Тряпицы- ной. СПб.: Каро, 2006. 176 с.
  2. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 186 с.
  3. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / под ред. Шамовой Т. И. и Третьяковой П. И. М.; Тюмень, 1994. 292 с.
  4. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обу­чения : метод, пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. Кострома : Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. 14 с.
  5. Юцявичене П. А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989. 172 с.

 

Добавить комментарий