Кобылкин А.В. О системе противодействия терроризма в РФ

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

О системе противодействия терроризма в РФ

On the system of counteracting terrorism in the Russian Federation

 

Кобылкин Антон Витальевич

Kobylkin Anton Vitalievich

Магистрант ФГБОУВО БГУ, г.Улан-Удэ

a20794@yandex.ru

 

Аннотация. В работе рассмотрены актуальные проблемы противодействия терроризма в РФ. Особое внимание уделено субъектам противодействия терроризма. Важнейший акцент работы направлен на задачи Национального Антитеррористического Комитета. Выведено определение «Противодействию терроризму».

Annotation. In the article actual problems of counteraction to terrorism in the Russian Federation. Special attention is paid to subjects of counteraction to terrorism. The major focus of the work is aimed at the objectives of the National anti-Terrorist Committee. Removed the definition of «Counter-terrorism».

Ключевые слова: терроризм,  система противодействия терроризма, НАК.

Keywords: terrorism, the system of countering terrorism, the NAC.

 

Для борьбы с терроризмом в России  создана общегосударственная система мер, которая включает политические, правовые, профилактические, комплексные меры, реализуемые правоохранительными органами, спецслужбами и подразделениями других ведомств.

Система противодействия терроризма в РФ — совокупность субъектов противодействия терроризму, построенных в соответствии с их компетенцией и поставленных перед ними задачами и целями. Организация противодействия терроризму представляет собой сложную систему мер, одной из ее подсистем является организация деятельности по раскрытию террористических акций и их расследованию. Установлены принципы противодействие терроризму в Российской Федерации.

Субъекты предупреждения терроризма классифицируются и могут быть  государственными и негосударственными. [3] Так,  к числу государственных субъектов относятся правоохранительные органы, специальные службы и другие органы власти.

Организационные основы общегосударственной системы противодействия терроризму в нашей стране определены Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [1], а также Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 года №116 «О мерах по противодействию терроризму». [2]

Правительство РФ определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти (руководство деятельностью которых оно осуществляет) в сфере противодействия терроризму, организует разработку и реализацию антитеррористических мероприятий, всестороннее обеспечение антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Координатором действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 года №116 «О мерах по противодействию терроризму» определен Национальный антитеррористический комитет.

В субъектах РФ координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые главами субъектов РФ.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления  контртеррористическими операциями в составе Национального антитеррористического комитета образован Федеральный оперативный штаб.

Управление контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации осуществляют сформированные в них для этой цели оперативные штабы.

Деятельность антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах РФ координируется и контролируется Национальным антитеррористическим комитетом.

Председателем Комитета по должности является Директор Федеральной службы безопасности РФ.

Основными задачами НАК являются:

— подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства РФ в этой области;

— координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах РФ, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

— разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

— участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров РФ в этой области;

— подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов.

Президент РФ  определяет основные направления государственной антитеррористической политики, устанавливает компетенцию непосредственно руководимых им  федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, а также принимает решение об использовании воинских и специальных подразделений за рубежом для борьбы с террористическими проявлениями против РФ и ее граждан.

Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В региональных планов в мегаполисах, городах и регионах создаются региональные органы, комиссии, штабы (безопасности). В их оперативное подчинение входят руководители мегаполиса, города, пограничной и таможенных служб, МЧС и других силовых структур.

Анализ методов борьбы с терроризмом, ведущейся на предприятиях, организациях и других объектах в России, и других странах, свидетельствует, что успешная контртеррористическая деятельность зависит от правильного планирования, координации и управления мероприятиями и действиями силовых структур. Немалое значение в этой борьбе отводится проведению охранно-организационных мероприятий («паспорт безопасности») и следованию тактике проведения антитеррористических акций. [4] Особую важность представляют в качестве дополнительной помощи силовым структурам — профилактические мероприятия на всех уровнях государственной, региональной и городской власти, на предприятиях промышленности и учреждениях.

В целом, участников предупреждения терроризма надо дифференцировать на участников малой (общей) профилактики, участников важной (специальной) профилактики, участников самой включенной деятельности (для непосредственных участников актов терроризма).

Список источников

  1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6.03.2006 г. № 35-ФЗ
    (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. № 4014, 10.03.2006.
  2. Указ Президента РФ от 15.02.06 №116 «О мерах по противодействию терроризму» (ред. от 27.06.2014) // Российская газета. №34, 17.02.2006.
  3. Алексенко Д.М. Актуальность новых подходов в борьбе с терроризмом / Д.М. Алексенко – М.: Междунар. отношения, 2012. – 54 с.
  4. Метелев С.Е. Терроризм и современные методы антитеррористической деятельности. Омск, 2010. – 275 с.

Добавить комментарий