Кошелева Е.Е. Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа посредством изучения профессионального модуля ПМ.04. Осуществление контроля использования и охраны земельных ресурсов и окружающей среды

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа посредством изучения профессионального модуля ПМ.04. Осуществление контроля использования и охраны земельных ресурсов и окружающей среды

Formation of professional competence of college students by studying the professional module PM.04. Exercise Control over the use and protection of land resourcesand the environment

 

Кошелева Екатерина Евгеньевна

Kosheleva Ekaterina Evgenjevna

Преподаватель ГПОАУ АКСиЖКХ, г. Благовещенск

samsunngg@rambler.ru

 

Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования профессиональных компетенций студентов колледжа при помощи изучения профессионального модуля ПМ.04. Осуществление контроля использования  и охраны земельных ресурсов и окружающей среды как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность и способность личности эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности. Раскрывается опыт, который накоплен в процессе работы со студентами колледжа.

Annotation. This article touches upon questions concerned about features of formation professional competences of students of college by studying professional module PM. 04. Monitoring of use and protection of land resources and environment protection as systems of  knowledge skills, practical experience, personal qualities that define the personality s willingness and ability to effectively apply knowledge into practice, in a specific situation, professional activity, detepmined by the requirements of the post.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, технологии, компетентность.

Keywords: professional competence, technologies, competence.

 

Возникновение частной собственности на землю, принятие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. и Федерального закона «О землеустройстве» № 78 от 18.06 2001 г., а также целого ряда подзаконных нормативных актов, вывело землеустройство на новый качественный уровень. Это обусловило новые требования к уровню квалификации специалистов в области землеустройства и кадастров. Теперь в должности техника-землеустроителя эффективно может работать только специалист, который имеет соответствующую указанному профилю квалификацию. [2]

Образование перешло на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Если ранее делался упор на содержание образования, то есть что преподают, то теперь акцент делают на результат обучения, то есть какими компетенциями овладеет студент и сможет ли их применить в той или иной жизненной ситуации.

Следовательно, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, требующих повышения уровня профессионализма работников образования и уровня профессиональной сформированности выпускников учреждений среднего профессионального образования при освоении учебных дисциплин, профессиональных модулей (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК), которые предусматривают приобретение обучающимися не только знаний, определенных умений, практического опыта, но и формирование профессиональных компетенций. [1]

Реализация компетентностного подхода требует от педагога глубокого понимания того, что произойдет с обучающимся в процессе обучения, как будет формироваться его профессиональная личность, в какой степени необходимо раскрыть его природные и социальные возможности. Это достигается путем внедрения целого ряда подходов и методик в процесс обучения со стороны педагога и позволяет ему четко представить процесс оценки усвоения общих и профессиональных компетенций студентов СПО. [3]

Компетентность рассматривается как результат освоения компетенций конкретной личностью; компетенция — как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность и способность личности эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации, в профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности.

Профессиональная компетентность — обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта, а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Профессиональная компетентность преподавателя выражается в решении профессиональных задач. [3]

Возникла необходимость перестроить учебный процесс таким образом, что бы сформировать компетентного выпускника, квалифицированного, конкурентоспособного, способного реализовать полученные знания на предприятиях во время прохождения производственной (по профилю специальности), производственной (преддипломной) практики и приступить к работе после окончания учебного заведения.

Студенты на занятиях должны быть увлечены изучаемым вопросом, а не быть безразличными и равнодушными.

Для формирования профессиональных компетенций я использую следующие технологии:

  1. Технологии развивающего образования. Личность студента, его индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Поэтому свои занятия я стараюсь построить так, чтобы охвачены были все студенты, для этого разрабатываю индивидуальные карточки с заданиями, как для слабоуспевающих, так и для сильных студентов для проверки домашнего задания, закрепления пройденного материала в виде ребусов, кроссвордов, слов перевертышей, соотнесения понятий и определений и т.д. Например, МДК 04.03. «Оценка земель» такие карточки удобны для составления задач различной сложности по расчету валового рентного мультипликатора, общего коэффициента капитализации, стоимость земельного участка, стоимость объектов недвижимости и т.д. Учебный материал МДК 04.01. «Учет земель и контроль их использования» насыщен различными по сложности схемами, технологиями ведения разных видов учета, которые студенты должны знать. Поэтому сначала я вместе с ними поэтапно собираю схему на доске, при этом, объясняя учебный материал. При закреплении пройденного материала студенты самостоятельно, последовательно собирают эти схемы.
  2. Информационно–коммуникативные образовательные технологии. В моей работе со студентами я активно использую цифровые и электронные ресурсы. Это касается носителей информации, которые позволяют привнести в учебной процесс видео и иллюстрированные материалы, всевозможные графики, диаграммы, земельно-учетные документы. Тем самым обогащается процесс обучения и развития студентов.

Презентации целесообразно использую на занятиях, причем на разных этапах изучения той или иной темы. В начале изучения темы презентация выступает как источник знания, в конце изучения темы она выступает средством обобщения знаний для большинства студентов. Я разработала и провела открытые уроки-презентации по темам: «Межевание земель для целей государственного кадастра недвижимости»; «Государственный кадастровый учет новых земельных участков» междисциплинарный курс 04.01. «Учет земель и контроль их использования».

Для плодотворной самостоятельной деятельности студентов я привлекаю возможности Интернета. Это используется для сбора, анализа информации студентами, знакомства с видео материалами для подготовки презентаций, видеофильмов к занятиям. Данная работа организуется и контролируется мною как преподавателем, т.е. даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты. Это расширяет возможности обучения и развития студентов, понимание важности и необходимости профессиональной компетентности.

При помощи Интернета я планирую и провожу учебную практику «Учет земель», на которой учу студентов пользоваться программой Росреестра «Публичная кадастровая карта». В этой программе они могут свободно работать с законодательной базой, легко и быстро находить кадастровые номера земельных участков в любой точки России и всю необходимую о них информацию, рассчитать стоимость земельного участка, научится заполнять заявку на постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и многое другое. Содержание дисциплины воспринимается с большим интересом, растет качество подготовки специалистов.

  1. Игровые технологии. В своей работе я использую игры обобщающего, контролирующего и профориентационного характера. Это, например, «Своя игра», «Кот в мешке», «Слова». Цели ставлю такие: обобщить и проконтролировать полученный материал по разделам, по дисциплине в целом, закрепление профессиональных качеств и компетенций; повышение интереса к профессии техник-землеустроитель; воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. И результатом является то, что формируется разносторонняя личность специалистов, развиваются у них интерес к профессиональной деятельности, а также развиваются творческие способности.

Я могу сказать, что современные образовательные технологии обогатили мой учебный процесс, сделали его более интересным и доступным, помогают ему чувствовать себя успешным, прививают чувство коллективизма (что утрачено последнее время), повышают результативность учебы и помогают формировать профессиональные компетенции.

Список источников:

  1. Варданян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога [Текст] / Ю.В. Варданян. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 180 с.
  2. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] учеб. пособие / С.Л. Вигман. — К.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 208 с.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Высшая школа, 2004. – 450 с.

Добавить комментарий