Ломакина Т.Н., Решетникова Е.Ю. Укрепление взаимодействия с работодателями в рамках развития практико-ориентированной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Укрепление взаимодействия с работодателями в рамках развития практико-ориентированной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта  и строительства»

Strengthening of interaction with employers within the framework of development practice-oriented training of qualified Workers and specialists in the Institute
«Irkutsk Technical School of Transport and Construction»

 

Ломакина Татьяна Николаевна

Lomakina Tatyana Nikolaevna

директор ГБПОУ ИО  ИТТриС, г. Иркутск

ittris@mail.ru

Решетникова Елена Юрьевна

Reshetnikova Elena Yurievna

методист ГБПОУ ИО  ИТТриС, г. Иркутск

ittris2017@yandx.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об актуальности практико-ориентированного подхода к обучению в образовательном учреждении, об активизации взаимодействия техникума и работодателей, основанного на ответственности бизнеса за подготовку кадров, разделенную на равных с образовательной организацией, описываются новые формы взаимодействия с работодателями.

Annotation. The article discusses the relevance of the practice-oriented approach to training in an educational institution, the activation of interaction between the technical school and employers, based on the responsibility of the business for training personnel, divided on an equal footing with the educational organization, describes new forms of interaction with employers.

Ключевые слова: практико-ориентированный, профессиональное образование, элементы дуального обучения, взаимодействие, работодатель, производственная практика, профессиональная компетентность.

Keywords: рractical-oriented, professional education, elements of dual training, interaction, employer, industrial practice, professional competence.

 

Сегодня мы говорим о необходимости  создания современной  системы  подготовки рабочих кадров и прикладных квалификаций, обеспечении  подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества.  Это требование определило цель Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров в Российской Федерации на период  до 2020 года,  одна из задач которой —  консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы подготовки кадров. [1]

Президент В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно говорил  о переоценке подходов к подготовке рабочих кадров, как со стороны образовательной организации, так и со стороны предприятий-партнеров, государства в целом. В ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию внимание было акцентировано на том, что «…нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Поэтому совместно с бизнесом выстраиваем современную систему среднего профессионального образования, организуем подготовку преподавателей колледжей и техникумов на основе передовых международных стандартов». [2]

Эффективное обеспечение кадровых потребностей экономики в перспективе требует активизации взаимодействия образовательных организаций и работодателей, предъявляющих спрос на кадры. Конечной целью данного взаимодействия является своевременное и полное удовлетворение кадровых и компетентностных потребностей работодателей. В этой связи наиболее перспективным направлением деятельности техникума нам представляется разработка модели устойчивого взаимодействия образовательного учреждения с работодателями, направленного на удовлетворение потребностей рынка труда, обеспечение связи процесса обучения студентов с организациями и предприятиями, на которых им предстоит работать.

Одним из важнейших направлений развития взаимодействия техникума  и организаций-работодателей является последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, в основу которой  положена идея, подразумевающая ответственность бизнеса за подготовку кадров, разделенную на равных с образовательной организацией. Важным государственным нормативным документом, регламентирующим развитие системы СПО в Российской Федерации и предусматривающим внедрение практико-ориентированной (в т.ч. дуальной) модели обучения в СПО, является «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы», утвержденный Правительством РФ. [3] Все это требует новых форм работы и форматов взаимодействия.

Понятие «практико-ориентированное профессиональное образование», прежде всего, подразумевает системное, устойчивое взаимодействие профессионального образования со сферой труда: от разработки требований к результатам до их оценивания. Важной составляющей в образовательном процессе является обучение на рабочем месте, практика.

Практико-ориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров-работодателей.

Концепция практико-ориентированного профессионального образования определяет источник целеполагания в образовательном процессе как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации. Современная экономика требует новой формы подготовки специалистов на основе  социального партнерства предприятий и профессиональных образовательных организаций. Работодатели, рассматривая образование как сферу производства интересующих их специалистов, оценивают качество образования,  как потребители и поэтому их оценка отличается от оценок государства или обучающихся. При приеме выпускника на работу их в первую очередь интересует не соответствие подготовки требованиям ФГОС, а профессиональная компетентность, способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде. Поэтому и работодатели, и обучающиеся будут считать качество образования низким, если уровень подготовки выпускников не будет соответствовать таким требованиям.

В нашей стране в 70-80-х годах прошлого века существовали практико-ориентированные подходы к взаимодействию базового предприятия и образовательной организации: учебные планы и программы в профессиональном (тогда — профессионально-техническом) образовании, допускали вариативность в организации практического обучения; количество практики нарастало по мере продвижения с курса на курс; основным принципом было чередование теории и практики помесячно или понедельно; практика занимала от половины до двух третей обучения в зависимости от специфики профессии, специальности; на время практики без теоретического обучения были предусмотрены консультации со специалистами из образовательной организации;  производственное обучение на 1 курсе проходило  на учебно-производственном полигоне; в летний период каникулы были только в августе, остальное время лета – практика или производственная работа.

Именно так строятся учебные планы в современной Германии. Необходимое условие – обучающее предприятие.

С 90-х годов прошлого века произошли существенные изменения в силу объективных обстоятельств – экономический кризис, закрытие предприятий. Учебные планы существенно изменились в сторону теоретизации в силу того, что стали недоступны места практик, не сохранились учебно-производственные полигоны, закрылись предприятия — не стало и отделов технического обучения, института наставничества.

В современности есть возможность возродить утраченные традиции, адаптируя их к новым экономическим условиям (рыночной экономике).

Сегодня образовательная организация ищет новые формы взаимодействия с предприятиями-партнерами через круглые столы, презентационные мероприятия по важным вопросам практико-ориентированного образования. Большое внимание придается созданию и реализации совместных проектов обучающихся, педагогов и работодателей по разным направлениям деятельности: социальной, экономической, образовательной и др.

Особый интерес в развитии практико-ориентированной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов представляют вопросы организации производственной практики. У администрации  техникума на первом месте стоят не абстрактные стандарты или составленные учебные планы, а забота о том, как построить учебный процесс так, чтобы обучающийся  получил необходимые для практики знания заранее и впоследствии смог занять достойное место на рынке труда. Это требует взаимоответственности и пересмотра позиций сторон (базовых предприятий и образовательной организации), в частности,  к условиям ее проведения, к уровню теоретической подготовки  обучающихся. В настоящее время администрацией техникума совместно с представителями от работодателей, ответственных за организацию производственной практики обучающихся озвучены  критерии, способствующие ее успешному проведению, а именно:

  • качественная теоретическая подготовка обучающихся;
  • создание института наставничества;
  • обеспечение доступности производственной практики на реальном рабочем месте;
  • отработка всех видов работ, необходимых для квалификации во время практики;
  • создание учебно-производственных участков; отделов технического обучения на предприятиях;
  • создание условий для мотивации обучающегося к профессиональной деятельности, добровольного закрепления на рабочем месте (корпоративная культура; инфраструктура предприятия);
  • качество работы выпускника соответствует требованиям работодателя, позволяет частично (не менее чем на половину) окупить затраты на обучение.

Если эти условия будут обеспечены, то будет и желаемый результат. Результаты практико-ориентированного профессионального образования в любых его формах ведут к получению выпускником значимой для рынка труда квалификации.

Список источников:

  1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года  : одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.06.2013 №ПК-5вн.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию : Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016.
  3. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы» : Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 №349-р.

Добавить комментарий