Москвина Т.А. Экологический аспект в музыкальном творчестве

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Экологический аспект в музыкальном творчестве

Ecological aspect in musical creativity

 

Москвина Татьяна Алексеевна

Moskvina Tatyana Alekseevna

Учитель МБОУ г. Иркутска СОШ №23

tatiana.moskwina@yandex.ru

 

          Аннотация. В статье говорится о том, что экологическое воспитание и музыкальное образование – это почва, на которой можно вырастить средствами искусства плоды нравственного очищения личности в современном обществе. На основе, каких произведений искусства можно реализовать экологическое воспитание на уроках музыки.

The article says that environmental education and music education is the soil on which it is possible to grow the fruits of moral cleansing of the person in modern society by means of art. Based on what works of art can be implemented environmental education in music lessons.

          Ключевые слова: музыка, экология, воспитание, искусство, произведения, обучение.

Кeywords: music, ecology, education, art, works, education.

 

Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский говорил:

« Человек – часть природы, он развивается, стало быть, как природа»

 

Природа – это жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Искусство – великая сила, способная заставить человека посмотреть на себя и свои дела на Земле глазами, обновленными эстетическим чувством.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. [2]

Что же могут музыка, музыкальное воспитание, обучение музыке? С первой встречи с детьми, исполняя простейшие песенки, можно рассказывать и о ежике, и о кукушке, и о лесе, и об Аленушке, которая глядится в ручеек. Музыкальные пейзажи, зарисовки, вызванные ими чувства и мысли человека – вот что воспитывает, обучает и развивает душу. Поэтому тема экологического воспитания средствами искусства, в частности музыки, весьма актуальна.

Работая в школе по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской — «Музыка» 1-7 классы и «Искусство» 8-9 классы, затрагиваю тему экологии через музыкальные, литературные и художественные произведения.

Красота, естественность красок природы многие века вдохновляли художников, музыкантов, поэтов и писателей. Достаточно вспомнить картины Боттичелли, Курбе, Шишкина, Левитана, Саврасова, Рериха, музыку Вивальди, Грига, Чайковского, Свиридова, поэзию Гёте, Пушкина, Есенина. [6] Музыка – тончайший инструмент воздействия на чувства. Вода, земля, солнце, ветер издревле были объектами поклонения и воспевались в обрядах, песнях и танцах.

«Экологически чистая» музыка – это произведение высокого художественного вкуса, выражающее общечеловеческие идеалы добра, веры, дружбы, красоты и любви. [7]

Слушать хорошую музыку так же важно, как дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть качественную пищу. А еще хорошая музыка – это верный друг, надежный защитник и проводник в мир прекрасного.

Проблема экологического состояния Земли заставляет учителей вновь обратиться в воспитании учащихся к первоосновам жизни и использовать природу как средство духовного роста и гармонизации; развивать у учащихся чувство прекрасного, научить эмоционально, адекватно ориентироваться в окружающей действительности, отличать истинно красивое, действительно беречь, ценить его во всех проявлениях. Развивать чувство прекрасного, экологически воспитывать школьников можно и нужно путем объяснения, активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях живописи, литературы, музыки, фотографии, кино и хореографии.

В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отношением к осени, многих других русских поэтов, в творчестве которых природа занимала немалое место, — Фета, Тютчева, Баратынского, Блока.

Мир музыки и мир природы. Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека. В дневниках и письмах П. Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Чайковский писал в дневнике о своей способности «в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни».

Тема природы нашла выражение в творчестве многих композиторов. Помимо Чайковского и Дебюсси, здесь можно вспомнить А. Вивальди (программные концерты «Ночь», «Буря на море», «Времена года»), Й. Гайдна (симфонии «Утро», «Полдень», «Вечер», квартеты «Жаворонок», «Восход солнца»), Н. Римского-Корсакова (образы моря в «Садко» и «Шехерезаде», образ весны в «Снегурочке»), Л. Бетховена, М. Равеля, Э. Грига, Р. Вагнера, музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». [5]

С одной стороны природа выступает в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу музыки о природе. Здесь и проявляются те самые выразительные возможности музыки, составляющие ее суть. С другой стороны, природа может выступать в музыке как предмет изображения, отображения ее конкретных проявлений (пения птиц, шума моря, леса, раскатов грома). Примером подобной музыки может служить, например, «Снегурочка» или «Садко» Н. Римского-Корсакова. Так, «Снегурочку» исследователи даже называют «Птичьей оперой», так как звукозапись пения птиц проходит своего рода лейтмотивом через всю оперу. «Садко» же называют «морской оперой», так как основные образы оперы так или иначе связаны с морем. В музыке русских композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу. Например, во втором акте оперы А. Бородина «Князь Игорь» музыка звучит предостерегающе. В ней слышатся будто «разряженные» звуки создающие ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна, на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего. [9]

Практическую разработанность вопросов экологического воспитания средствами музыки мы наблюдаем в программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

На одном из уроков по теме «Музыка осени» в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского и Г.В.Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель», фортепианная пьеса «Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года», песни «Капельки» В.Павленко и «Скворушка прощается» Т. Попатенко. [3] Дети рисуют к музыкальным произведениям рисунки.

Страницы учебника-тетради для 1-го класса знакомят детей с темами утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства.

Мелодией гениального русского композитора М.П. Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д. Критской. Слушается фрагмент вступления «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина», который рисует картину наступающего дня. В 3-м классе учащиеся знакомятся с романсами известных композиторов. Музыка М. Мусоргского, П. Чайковского, Э. Грига, поэзия А. Плещеева, живопись В.Марковой дают почувствовать им идиллическую куртину вечернего покоя, тишины. [8]

В среднем звене учащимся предлагаются для слушания следующие музыкальные произведения: «Жаворонок» М. Глинки, «Поет зима, аукает» Г. Свиридова, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского. Сравниваются два произведения искусства: «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова и картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определяют настроение картины, ощущают радостное ликование пробуждающейся природы родного края. [4]

В 6-м классе по программе «Музыка» Е.Д. Критской изучается новая грань темы – правда и красота музыки, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека. [5]

В образах природы школьники видят отблеск собственной духовности, свой идеал и свое совершенство, и только в этом случае осуществляется самовоспитание. Ребенок развивается умственно, учась на собственном опыте, на опыте человечества. Созерцая прекрасное, знакомясь с творениями великих композиторов, художников, литераторов, школьники всесторонне развиваются, преобразовывают социальную и природную действительность, воспринимают эмоционально красоту окружающей действительности и разных видов искусств, совершенствуют свою жизненную позицию.

Жизнь народа издревле связана с природой: вода, земля, солнце, ветер и многое другое имели символическое значение. Люди поклонялись им, воспевали природу в традиционных праздниках и обрядах, в песнях и танцах. Каждая народная песня — это пример того, как люди через одушевление природы, воспевание ее красоты выражали свои чувства и мысли, рассказывали о своей судьбе. Вот примеры таких русских песен: «Родина», «Эй, ухнем», «Ты взойди, солнце красное», «На заре было на зореньке», «Ой, да ты, калинушка», «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина», «Зеленая рощица» и многие другие. Обогащение программы через музыкальный фольклор, возрождение национальных традиций, через совершенствование культуры русского языка — это еще один путь экологического воспитания.

Для успешного формирования экологической культуры школьников необходимы художественно-педагогические условия, которые этому бы способствовали. Это включение в урок бесед о природе и музыки, наполненной образами природы, песен о природе, родном крае (песни об Иркутске, об Ангаре, о Байкале, об Аршане и т.д.), наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе. Необходимо создавать на уроке атмосферу заинтересованного отношения к окружающему миру, природе, экологическим проблемам. Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать экологическую культуру, научиться неравнодушно воспринимать окружающий мир, научиться бережно относиться к природе. И все это возможно, благодаря искусству, музыке, живописи.

По мнению Асафьева Б.О. «Рост числа великодушных людей за счет сокращения количества бездушных, равнодушных, малодушных — таковы должны быть результаты этой целенаправленной работы». [1]

Список источников

  1. Асафьев Б.О русской природе и русской музыке/ Б.Асафьев//Искусство в школе. – 2007. — №1
  2. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983. – 250 с.
  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка» 4 класс. М.: Просвещение. — 2013г. – 128 с.
  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка» 5 класс. М.: Просвещение. — 2013г. – 160 с.
  5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка» 6 класс». М.: Просвещение. — 2013г. – 168 с.
  6. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство. 8-9 класс». М.: Просвещение. — 2013г. – 191 с.
  7. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры.//Л.А.Чистякова. — Урал: ГАРК. – 1998. – 377 с.
  8. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся школ.// Е.В.Яковлева. – М.:РАО – 1996. – 181 с.

Добавить комментарий