Петрушова И.А. Нормативно-правовое обеспечение и направления формирования культуры здорового образа жизни обучающихся

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Нормативно-правовое обеспечение и направления  формирования культуры здорового образа жизни обучающихся

The regulatory support and directions of formation of culture of healthy students  lifestyle

 

Петрушова Ирина Анатольевна

Petrrushova  Irina  Anatolievna

Преподаватель   ГБПОУ «ЧГТК  им. М.И. Щадова»

petrushova.1975@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные нормативные акты, связанные с формированием культуры здорового образа жизни обучающихся и научно-обоснованные направления её внедрения и развития.

Annotation. The article describes the main normative acts related to the formation of culture of healthy students lifestyle and scientifically based directions for its  implementation and development.

Ключевые слова: здоровье обучающихся, национальная стратегия, культура здорового образа жизни.

Keywords: The health of students, national strategy, culture of a healthy lifestyle.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с законодательством Российской Федерации здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Основные нормативные документы в образовательной деятельности РФ:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Главная цель национальной стратегии — определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В ней определены меры по развитию политики формирования здорового образа жизни и культуры здорового питания детей и подростков, в реализации которых образовательные организации принимают непосредственное участие. Такие  меры включают в себя:

— обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть «Интернет», телефоны службы анонимного консультирования;

— привлечение гражданских институтов, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью;

— распространение здоровьесберегающих технологий обучения;

— обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями, которые направлены на формирование ценностей здорового образа жизни;

— внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций;

— повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди молодежи и наиболее уязвимых групп населения;

— реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни;

— разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида;

— организация просветительской работы по формированию культуры здорового питания.

Национальная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) является  методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, которая  представляет собой ценностно‑нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала;

— цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

— систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;

— основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Но эффективность Концепции немыслима без формирования культуры здорового образа жизни обучающихся.

Культура здорового образа жизни человека представляет собой  один из результатов социализации личности в общественной среде. В соответствии с ФГОС «Программа воспитания и социализации обучающихся» является составной частью основной общеобразовательной программы образовательной организации и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, их социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Деятельность образовательного учреждения по формированию  здорового образа жизни обучающихся в рамках образовательного процесса сегодня не может  быть вполне результативной без приложения комплексных усилий всех его участников. При этом практика требует достаточно серьёзных изменений во всей системе обучения и воспитания подростка. Это важно, так как среди обучающихся прослеживаются устойчивые негативные тенденции, характеризующие образ их жизни:

— снижение двигательной активности  и физической подготовленности, что отражает падение двигательной и физической культуры;

— нарушение структуры и режима питания — отражает снижение культуры питания;

— нарушение структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов деятельности (компьютер, ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга;

— возрастают риски употребления психоактивных веществ — рост вредных привычек;

— снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни -отражает падение культуры здоровья в целом.

Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни вызывает необходимость целостно перестроить всю систему педагогических подходов  к  построению   содержания и методики образования на принципах пропаганды, внедрения и укрепления здоровья.

Современная наука  понимает  культуру здоровья как  деятельность, направленную на совершенствование  как внутреннего мира человека, так мира и вокруг  человека. В более широком смысле под культурой здоровья понимаются такие формы поведения, которые позволяют улучшить жизнь, делать её более благополучной и достигать более высокого уровня самореализации.

Формирование  культуры здоровой личности выделяется современной педагогикой как базовый компонент общей культуры воспитанного человека. Образовательное учреждение, как особый государственно-общественный институт, играет важную роль во внедрении всесторонних начал в жизнь общества путем формирования культуры личности у подрастающего поколения, в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса.

Культура здорового образа имеет сложный многосторонний  и многоуровневый характер:

 СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ   ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

Рисунок 1 Составляющие культуры здорового образа жизни обучающихся

(по А.М. Митяевой, 2008 г.)

Проблема формирования культуры здорового образа жизни имеет комплексный, междисциплинарный характер. Существуют разные формы педагогической практики, которые традиционно используются для формирования культуры здорового образа жизни: уроки, семинары, лекции, беседы, конференции, экскурсии, факультативы. Но на сегодняшний день они недостаточно эффективны, необходимо искать новые формы работы, созвучные современной культуре и массовому сознанию семьи и подростка.

Деятельность по формированию культуры здорового образа жизни  должна касаться каждого ученика, каждой группы,  коллектива, семьи, а  так же должна выходить за рамки образовательного учреждения, способствуя оздоровлению окружающей среды. Важную роль играют  отношения между учениками и взрослыми.  Необходимо, чтобы отношения приобретали  здоровьесберегающий характер, при котором возникает общая заинтересованность в конечном результате, вера друг в друга и четкое распределение обязанностей, осознание важности роли каждого участника образовательного процесса.

Список источников

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. http://gigabaza.ru/doc/73866.html
  2. Педагогика здоровья. Методический сборник. М.: Школьные технологии.2013 г.128 с.
  3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. http://base.garant.ru/70183566/
  4. Петухова-Левицкая М.И., Кувырталова М.А. Здоровьесозидание участников  образовательного процесса как  психолого-педагогическая проблема.
  5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ// http://base.garant.ru/70291362/

Добавить комментарий