Петухова Е.Г., Будков В.Р. Роль информационных технологий в профессиональном самоопределении абитуриента

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Роль информационных технологий в профессиональном  самоопределении абитуриента

The role of information technology in professional  samoopredelenie applicants

 

Петухова Елена Геннадьевна

Petukhova Elena Gennadievna

преподаватель ГБПОУ БПромТ, г. Братск

lenap78v@mail.ru

Будков Владислав Романович

Budkov Vladislav Romanivich

студент ГБПОУ БПромТ, г. Братск

kotflip@yandex.ua

 

 

Аннотация. В статье проведен анализ исследования вопросов, которыми руководствуются подростки при выборе будущей профессии или специальности, определение роли информационных технологий в профессиональном самоопределении абитуриентов. На основе проведенного анализа выбран подходящий интернет–сервис для разработки интерактивной профориентационной книги для образовательного учреждения.

Annotation. In the article the analysis of the research questions that guide adolescents in choosing future profession or specialty, defining the role of information technologies in professional self-determination entrants. On the basis of the analysis to select a suitable Internet service for development of interactive career guidance books for educational institution.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, интерактивность, веб-сервис, профориентационная книга, профессия, специальность.

Keywords: professional self-determination, interactivity, web service, career guidance book, profession, specialty.

Разнообразие профессий велико, и большинством из них, по мнению специалистов, может овладеть каждый. Чтобы «стать действующим» человек должен из этого разнообразия выбрать что‑то одно, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии.

Была разработана анкета для исследования того, чем руководствуются подростки при выборе будущей профессии, и проведен опрос, в котором приняли участие 250 студентов Братского промышленного техникума.

Обучающимся был задан вопрос: «Почему Вы выбрали именно ту профессию или специальность, по которой сейчас обучаетесь?» и получили следующие результаты (Рис. 1):

— Всегда хотел освоить именно эту профессию — 22% респондентов;

— Понравилось описание профессии/специальности, которое я прочитал(а) на сайте или в рекламном буклете — 39% опрошенных;

— Понравился видеоролик о профессии/специальности, показанный на Дне открытых дверей — 12% обучающихся;

— Рассказали друзья, родители, знакомые — 20% респондентов;

— Понравилось название профессии/специальности — 7% опрошенных;

Рисунок  1 Результаты ответа на вопрос «Почему вы выбрали эту профессию?»

Следующим был вопрос: «Когда Вы выбирали профессию/специальность, по которой сейчас обучаетесь, что вас заинтересовало в первую очередь?»

Получили ответы (Рис. 2):

— Материальная база техникума — 21% опрошенных;

— Внеурочная деятельность — 4% респондентов;

— Возможность трудоустройства по данной профессии/специальности — 64% обучающихся;

— Хороший педагогический состав — 11% опрошенных.

 

Рисунок 2 Результаты ответа на вопрос анкеты «Что заинтересовало при выборе профессии?»

Далее обучающимся техникума было предложено ответить на вопрос: «Вы хотите убедить своего друга/подругу в том, что выбранная вами профессия или специальность лучше других. О чем бы Вы ему/ей рассказали или что показали в нашем техникуме?»

Чаще всего встречались такие ответы:

— Показал бы аудитории, мастерские, учебную технику;

— Рассказал бы о востребованности специальности\профессии и дополнительных профессиях;

— Рассказал бы о преподавателях.

Сейчас молодежь мало интересуется печатными изданиями, редко смотрит телевизионные информационные программы, всю информацию она черпает из Интернета, социальных сетей и т.д. Для подростков, и не только, Интернет, Интернет-технологии, веб-сервисы стали настоящими помощниками в решение стоящих перед ними жизненно важных задач. И одной из таких задач является профессиональное самоопределение.

В ходе анкетирования было выяснено, что абитуриентам интереснее и удобнее получать информацию о профессиях и специальностях с помощью виртуальных экскурсий, интерактивных элементов, которые позволят заранее познакомиться с учебным заведением: материальной базой, преподавателями, внеурочными мероприятиями, базами учебных и производственных практик (Рис. 3).

 

Рисунок 3 Результаты ответа на вопрос анкеты «Что Вас заинтересует больше всего на сайте учебного заведения?»

При анализе результатов анкетирования было принято решение разработать с помощью интернет‑сервиса профориентационную интерактивную книгу и поместить ее на сайт образовательного учреждения в раздел «Абитуриенту».

Интерактивность (от англ. Interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. [1]

Читателю-абитуриенту предоставляется возможность самостоятельно выбирать маршрут знакомства с интерактивной книгой и с миром профессий и специальностей Братского промышленного техникума.

Проанализировав возможности нескольких интернет‑сервисов, мы остановили выбор на StoryMaze, предназначенном для создания книг-игр, «живых» историй, интерактивных рассказов и много другого, где читатель может управлять сюжетом.  [2] Главной особенностью написания подобных интерактивных книг является то, что любой желающий сможет присоединиться к автору и внести свой вклад в написание статьи, сюжета или просто оставить свои предложения. Большим преимуществом данного сервиса является поддержка мобильной версии и различных устройств и платформ.

Профориентационная книга, адресованная абитуриентам Братского промышленного техникума, написана на простом и легком языке и практически не содержит сложных научных терминов, которые могут утомить и «отпугнуть» от дальнейшего прочтения.

Одна из первых страниц этой книги поможет абитуриенту, в зависимости от интереса к определенным школьным предметам, его склонностям и способностям, определиться со специальностью.На следующей странице будущий обучающийся узнает о важности и значимости выбранной специальности для общества. На странице «Характеристика специальности» можно будет найти информацию о том, где и кем он сможет работать. Страничка интерактивной книги «Дополнительные профессии» расскажет, какие дополнительные профессии он сможет освоить. Также абитуриент пройдется по аудиториям, мастерским и узнает, каким практическим навыкам его там научат.

Проект интерактивной книги, который был разработан на данный момент, пока содержит описание только двух специальностей Братского промышленного техникума: 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт». Профориентационная книга находится в работе, готовятся странички для остальных специальностей и профессий образовательного учреждения. Информация о ней размещена в социальных сетях, и мы ждем предложений от студентов и абитуриентов по усовершенствованию профориентационной книги.

Список источников:

  1. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/133422 (дата обращения 14.04.2017).
  2. MobTable – Android приложения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mobtable.com/ (дата обращения 14.04.2017).

Добавить комментарий