Шолохова Ю.В. Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации

Tax liability for failure to submit a tax return

 

Шолохова Юлия Вадимовна

Sholokhova Julia Vadimovna

студентка ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

Sholohova.90@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрена правоприменительная практика привлечения налогоплательщиков к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ. Проанализированы вопросы о том, правомерна ли ответственность по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в случае представления декларации по устаревшей форме, за непредставление «нулевой декларации».

Annotation. The article considers the law enforcement practice of attracting taxpayers to liability in accordance with Clause 1, Article. 119 of the Tax Code. The questions are analyzed whether the liability under para. 1, Art. 119 of the Tax Code of the Russian Federation in case of submission of a declaration on an obsolete form, for failure to submit a «zero declaration».

Ключевые слова: налогоплательщик, налоговая декларация, непредставление, налоговое правонарушение, налоговая ответственность, штраф, правоприменительная практика.

Keywords: taxpayer, tax return, non-submission, tax offense, tax liability, fine, law enforcement practice.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в действующей редакции содержит две статьи, устанавливающие ответственность налогоплательщиков за незаконные действия, связанные с непредставлением налоговой декларации:

–   в п. 1 ст. 119 «Непредставление налоговой декларации» НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета; [1]

–   в ст. 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)» НК РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме в случаях, предусмотренных Кодексом. [1]

Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, вопросы, касающиеся оснований и порядка привлечения к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ: «Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога». [1]

Налоговую декларацию представляет каждый налогоплательщик по каждому налогу подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в силу п. 1 ст. 119 НК РФ взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В случае непредставления организацией декларации в налоговый орган в течение 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для ее представления; в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации  документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота — в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности; в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган — в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ руководителем налогового органа (его заместителем) может быть принято решение о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств (письмо Минфина России от 15.04.10 № 03-02-07/-167). [2]

Следующий вопрос касается размера штрафа за несвоевременное представление «нулевой» налоговой декларации.

В постановлении от 8 июня 2011 г. № 418/11 по делу № А68-5747/2011 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что применение метода исчисления штрафа в процентах от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не исключает применения низшего предела размера штрафа в случае, когда сумма налога окажется минимальной или же составит ноль рублей. Соответственно, взыскание штрафа в 1000 руб. является правомерным вне зависимости от того, что суммы налога за спорные налоговые периоды равны нулю.

Позднее (со ссылкой на указанное постановление Высшего Арбитражного Суда РФ) аналогичная точка зрения была изложена в ряде судебных актов, принятых федеральными арбитражными судами округов.

Автор настоящей статьи не разделяет данной точки зрения.

По нашему мнению, установление в п. 1 ст. 119 НК РФ условия о взимании минимального штрафа является неправомерным, поскольку противоречит самой сути счетного правила, согласно которому сумма штрафа должна исчисляться как процент от суммы налога, подлежащей уплате на основе несвоевременно поданной декларации. В противном случае получается, что при отсутствии базы для исчисления штрафа или ее мизерном значении, сумму штрафа просто искусственно «дотягивают» до минимального размера, определенного законом (что является несправедливым с точки зрения необходимости дифференциации ответственности на основе размера налоговой обязанности).

Исходя из соображений важности мероприятий по осуществлению налогового контроля, на налогоплательщика, по-видимому, должна быть возложена обязанность представлять налоговую декларацию и при отсутствии суммы налога, подлежащей уплате в бюджет на основе конкретной декларации. А значит, теоретически должна быть определена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) «нулевых» деклараций. Тем не менее при действующих в настоящее время правилах расчета суммы штрафа как процента от суммы налога, подлежащего уплате на основе несвоевременно поданной налоговой декларации, установление какого бы то ни было минимального размера штрафа для случаев, когда сумма налога к уплате равна нулю, представляется неправомерным.

Следует отметить, что до принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановления от 8 июня 2010 г. № 418/10 именно такой подход доминировал в практике арбитражных судов (см., например: постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2008 г. № А19-3151/08-56-Ф02-2712/08 по делу № А19-3151/08-56, от 25 июня 2008 г. № А19-2822/08-41-Ф02-3023/08 по делу № А19-2822/08-41, от 30 июля 2008 г. № А19-4285/08-52-Ф02-3619/08 по делу № А19-4285/08-43, от 19 августа 2008 г. № А19-3324/08-11-Ф02-3939/08 по делу № А19-3324/08-11; ФАС Западно-Сибирского округа от 21 марта 2007 г. № Ф04-1691/2007(32582-А75-34) по делу № А75-7347/2006; ФАС Поволжского округа от 26 апреля 2007 г. по делу № А55-17299/2006-25; ФАС Уральского округа от 18 декабря 2006 г. № Ф09-10289/06-С2 по делу № А76-4826/06).

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ, при обнаружении в ранее поданной в налоговый орган декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Следовательно, обязанность представления декларации считается исполненной налогоплательщиком в тот момент, когда в налоговый орган была подана первичная декларация. Сроков представления уточненной налоговой декларации законодательство о налогах и сборах не содержит. В связи с этим факт подачи уточненной налоговой декларации после истечения срока подачи первичной декларации не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ.

Такой вывод содержится, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2016 г. № А19-3003/07-52-Ф02-6547/07 по делу № А19-3003/07-52; ФАС Дальневосточного округа от 30 мая 2015 г., 6 июня 2014 г. № Ф03-А73/07-2/1334 по делу № А80-174/2005(Н), от 19 июля 2016 г., 25 июля 2015 г. № Ф03-А24/07-2/2257 по делу № А24-5169/06-16; ФАС Московского округа от 22 февраля 2007 г., 28 февраля 2015 г. № КА-А41/782-07 по делу А41-К2-13067/06, от 25 января 2013 г. № КА-А41/14495-09 по делу № А41-14865/09, от 27 мая 2012 г. № КА-А41/5170-10 по делу № А41-36822/09; и др.

В случае представление уточненной налоговой декларации размер штрафа за неподачу налоговой декларации рассчитывается на основании данных уточненных налоговых деклараций: «при наличии факта нарушения МУМ «ПУ ЖКХ» срока подачи первичных налоговой декларации по земельному налогу размер штрафа подлежит взысканию исходя из действительного размера налога подлежащего уплате в бюджет согласно данным уточненных декларациюц (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2011 № Ф07-141/2011 по делу № А05-7701/2010).

В статье 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации, значит, размер налоговой санкции в данном случае должен исчисляться исходя из сумм налога, указанных в первичных декларациях налогоплательщика, представленных с нарушением сроков, а не на основании данных уточненных деклараций, представленных позднее (постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.08.2011 № Ф03- 3404/2011 по делу № 24-4697/2010).

Список источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 31.08.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 148.
  2. Разъяснения положений налогового законодательства в части статьи 34.2 Налогового кодекса РФ : Письмо Минфина РФ от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138.
  3. О приостановлении операций по счетам : Письмо Минфина России от 05.05.09 № 03-02-07/1-227.
  4. О порядке применения положений Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ в части санкций : Письмо ФНС РФ от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@ (с изм. от 15.03.2011).
  5. О приеме декларации по неустановленной форме : Письмо Минфина РФ от 07.11.2008 № 03-02-07/1-456.
  6. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 11 августа 2010 г. № Ф03-5444/2010 по делу № А51-2515/2010, от 4 августа 2011 г. № Ф03-3404/2011 по делу № А24-4697/2010 (определением ВАС РФ от 16.01.2012 № ВАС-15661/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора); ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2016 г. по делу № А26-3760/2016.
  7. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 1 июля 2010 г. по делу № А38-380/2010; Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. № А33-18106/06-Ф02-4515/07 по делу № А33-18106/06; ФАС Дальневосточного округа от 7 февраля 2007 г., 14 февраля 2007 г. № Ф03-А16/06-2/5383 по делу № А16-656/2006-3; ФАС Уральского округа от 8 июня 2009 г. № Ф09-3685/09-С3 по делу № А76-19838/2008-33-754.
  8. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 января 2015 г. № А74-1746/07-Ф02-9642/07 по делу № А74-1746/07, от 20 марта 2014 г. по делу № А74-2935/2011; ФАС Западно-Сибирского округа от 29 мая 2013 г. № Ф04-3293/2007(34577-А27-43) по делу № А27-16093/2006-2; ФАС Московского округа от 27 мая 2015 г. № КА-А40/4712-11-2 по делу № А40-67055/10-112-322; ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2016 г. по делу № А13-14471/2005-28.
  9. Постановление Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2014 г. № 11019/14 по делу № А33-18466/2014; а также постановления ФАС Дальневосточного округа от 13 августа 2015 г. № Ф03-А73/15-2/2747 по делу № А73-268/15-19; ФАС Северо-Западного округа от 10 октября 2012 г. по делу № А26-967/2012; ФАС Уральского округа от 21 января 2008 г. № Ф09-10272/07-С2 по делу № А50-8404/07; ФАС Центрального округа от 9 февраля 2010 г. по делу № А48-3765/2009, от 9 февраля 2010 г. по делу № А48-3766/2009.
  10. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 марта 2008 г. № А33-10676/07-Ф02-961/08 по делу № А33-10676/07; ФАС Дальневосточного округа от 27 марта 2008 г. № Ф03-А59/08-2/788 по делу № А59-2746/07-С11; ФАС Московского округа от 11 декабря 2008 г. № КА-А40/11565-08 по делу № А40-26134/08-33-79, от 9 февраля 2009 г. № КА-А40/163-09 по делу № А40-26136/08-80-62; ФАС Уральского округа от 17 февраля 2010 г. № Ф09-443/10-С2 по делу № А60-30214/2009-С6.
  11. Постановления ФАС Поволжского округа от 8 июля 2016 г. по делу № А55-17523/2016, от 17 июля 2014 г. по делу А55-17524/2014, от 22 июля 2014 г. по делу № А55-15020/07; ФАС Центрального округа от 5 ноября 2011 г. по делу № А54-221/2011-С18.
  12. Постановления Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2015 г. № А19-872/05-52-Ф02-2579/05-С1; Поволжского округа от 11 марта 2013 г. по делу № А55-14851/2013; Северо-Кавказского округа в постановлениях от 28 июня 2011 г. по делу № А32-26244/2008-26/386-2011-4/786 (определением ВАС РФ от 11 ноября 2010 г. № ВАС-14602/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора); Уральского округа от 24 февраля 2009 г. № Ф09-566/09-С2 по делу № А76-7498/2008-37-142.
  13. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 мая 2007 г., 23 мая 2007 г. № Ф03-А04/07-2/1559 по делу № А04-80/07-5/10.
  14. Постановление ФАС Уральского округа от 16 января 2014 г. № Ф09-3293/01-АК по делу № А71-111/00. ФАС Уральского округа от 6 мая 2016 г. № Ф09-1228/03-АК по делу № А60-1778/03.

 

Добавить комментарий