Байкова А.Ф. Особенности применения метода проекта в преподавании учебных дисциплин профессионального цикла

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Особенности применения метода проекта в преподавании учебных дисциплин профессионального цикла

Features of the application of the project method in the teaching of Disciplines of the professional cycle

 Байкова Анна Федоровна,

Baikova Anna Fyodorovna

преподаватель ГПОАУ АКСиЮКХ, г. Благовещенск

samsunngg@rambler.ru

 

Аннотация. В статье раскрываются особенности применения метода проектов в преподавании учебных дисциплин профессионального цикла «Охраны труда» и «Материаловедения». В основании метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Annotation. The article reveals the features of method of projects in teaching of the disciplines a professional cycle «Labour safeties» and «Material Science». In the basis of a method of development projects are the students ‘cognitive skills, the ability to design the knowledge, the ability to navigate the information space, the development of critical and creative thinking.

Ключевые слова: метод проектов, навыки, умения, алгоритм.

Keywords: method of projects, skills, abilities, algorithm.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. [1]

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, а как педагогическая технология это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. [3]

Основа проекта – проблема, которая реализуется через умения: интеллектуальные, коммуникативные, творческие, эстетические.

  1. Основные требования к использованию метода проектов
  2. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, например, «Сравнительная характеристика композиционных материалов» – дисциплина «Материаловедение».
  3. Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
  4. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  5. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  6. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий. [4]

Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимают комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применить их в профессиональной деятельности.

Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопросы: «Чему нужно научиться для решения задачи».

Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; умение самостоятельно найти информацию в информационном поле; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно – следственные связи.  [3]

Умение и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умение взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.

Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности. [2]

Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса.

Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Внедрять в учебный процесс метод проектов я начинаю тогда, когда учебная группа по своему образовательному уровню готова к реализации этого метода проектов (да и преподаватель тоже). Я веду пять различных учебных дисциплин, три из которых являются общепрофессиональными: «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Охрана труда».

УД «Материаловедение», тема «Цветные металлы»

Задание на самостоятельную творческую работу «Разработать структурно-логическую схему по теме «Цветные металлы».

Задаю алгоритм исследования:

Исполнение: компьютерная графика, формат А4 или А3.

Источники: использованная литература.

Время выполнения: Одна неделя.

Форма защиты: Публичная.

Обязательное условие!

Не компетентный в области «Материаловедения» человек, познакомившись с Вашей работой, получит достаточную информацию о «Цветных металлах».

Учебная дисциплина «Охрана труда». Задание: Спроектировать контур заземляющего устройства и выполнить технико-экономическое обоснование проекта.

Организационные вопросы:

– Разбиваю на группы по два человека;

– Каждой группе даю по три исходных параметра, необходимых для проектирования;

– Каждая группа, используя нормативно-справочную литературу, выбирает на основании исходных данных еще восемь параметров;

– После выбора параметров я изменяю всего один параметр и прошу выполнить параллельный расчет при условии: все кроме одного параметры одинаковы.

– После окончательного расчета группа (два человека) делает вывод: что произошло при замене только одного параметра (выполняет письменный отчет)

Примечание: Аналогичная работа происходит во всех бригадах.

– Все подгруппы выступают с анализом своего проекта и приходят к единому выводу: Какой из параметров, выбранный студентами, влияет более всего на технико-экономические показатели проекта.

Применение: Использование материалов исследовательской работы при выполнений дипломного проектирования.

Метод учебного проекта – это личностно – ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения.

Список источников:

  1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В. В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000. – с. 370
  2. Петрукович О.А. Проектированию надо учить, [Текст] / О.А. Петрукович // Школа и производство. – 2003. – №4. – с. 48.
  3. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика [Текст] / Под ред. Е.С. Полат – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с.168
  4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. 2003, № 6, с. 96-111.

Добавить комментарий