Дроботенко С.Н. Проблемы формирования коммуникативной культуры обучающихся в техникуме

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Проблемы формирования коммуникативной культуры обучающихся в техникуме

Problems of formation communicative culture of students in College

 

Дроботенко Светлана Николаевна

Drobotenko Svetlana Nikolaevna

зав.отделением, преподаватель ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

svdrobotenko@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования коммуникативной культуры обучающихся в техникуме, даны обоснования эффективных педагогических условий, способствующих формированию у обучающихся коммуникативной культуры.

Annotation. In the article the problems of formation of communicative culture of students in the technical school are considered, the substantiations of effective pedagogical conditions that contribute to the formation of communicative culture in students are given.

Ключевые слова: коммуникативная культура, общие компетенции, социализация, социокультурная ситуация, профессиональное самоопределение, активные и интерактивные методы.

Keywords: communicative culture, competence, socialization, sociocultural context, professional identity, active and interactive methods.

 

Формирование навыков коммуникации обучающихся определяется в качестве одной из основной задач развития образования, которая отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных  государственных образовательных стандартах. Это связано с усилением роли общения в условиях модернизации образования и переходом к новому поколению образовательных стандартов. Формирование у обучающихся способностей к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда возможно лишь при условии овладения ими коммуникативной культурой.  Под коммуникативной культурой понимается сложное, многокомпонентное образование и отражает: а) культуру личности; б) культуру интеллектуальной деятельности, которая проявляется, в частности, в логическом построении высказывания, а также освоенности способов решения коммуникативных задач; в) культуру речи как способов формирования и формулирования мысли, выступающей в данном случае предметом деятельности; г) культуру социального взаимодействия человека с другими людьми. Коммуникативная культура представляет собой совокупность норм, способов и форм взаимодействия и несёт в себе лучшие образцы и ценности поведения. [4]

ФГОС СПО определяет формирование  коммуникативной культуры при освоении обучающимися следующих общих компетенций (ОК):

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Необходимость формирования коммуникативной культуры обусловлена тем, что низкий уровень ее сформированности, негативно отражается на способности обучающихся к конструктивному диалогу, самореализации и социализации в окружающем социуме. Особенно актуально это для выпускников, так как уровень коммуникативной культуры в значительной степени определяет успешность общения, личностное становление и дальнейшее профессиональное самоопределение (трудоустройство, карьера). [1]

В настоящее время у обучающихся стало меньше возможностей общаться в образовательной среде: уменьшилось время на игры и спорт и увеличилось на проведение большего количества времени за компьютером, в интернете; слабо вовлекаются обучающиеся в общественные дела техникума; сократились социальные связи с общественностью, родителями. Недостаток коммуникативного общения становится причиной стресса у обучающихся, межличностных конфликтов. В связи с этим, перед образованием встает ряд проблем, требующих разрешения. Одна из проблем – создание образовательной среды, благоприятной для формирования коммуникативной культуры обучающихся. Другая –  проблема формирования и развития коммуникативной культуры обучающихся на учебных занятиях. Не секрет сегодня, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ, мало учебного времени отводит на развитие устной речи. Преподаватели техникума, также, не утруждая себя, на уроках не придают значения развитию речи обучающихся.

При анализе учебных планов и программ обнаружено, что доля письменных работ в них не велика. Однако, в ходе учебного занятия преподаватель часто прибегает к письменным упражнениям, в том числе, репродуктивного характера, связанных с переписыванием обучающимися текстов учебника в тетрадь.

Обучающимся 1 и 2 курсов были предложены вопросы для выявления проблем, связанных с формами работы на уроке: Какую форму работы на уроке вы считаете интересной? Испытываете ли вы проблемы в общении? Что вам мешает действовать в коммуникативных ситуациях?

Из анализа опроса выявлено, что самой интересной формой работы на уроке обучающиеся считают групповую работу, т.к. именно в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной компетенции обучающегося.

Большинство обучающихся отметили, что в области общения они испытывают проблемы и страхи, затруднения в учебной деятельности в плане устной речи и коммуникации друг с другом и преподавателем, что говорит о необходимости коммуникативной тренировки в ходе учебных занятий.

По результатам опроса преподавателей (в опросе участвовало 18 преподавателей техникума) можно сделать вывод, что педагоги тоже отмечают отсутствие у многих обучающихся определенных умений в области коммуникации.

К ним относятся:

– неумение логично и связно построить речевое высказывание- 18 человек;

  • неумение выражаться по сути обсуждаемого вопроса – 18;
  • отсутствие умения выражать мысль своими словами – 16;
  • неумение слушать своих одногруппников и преподавателя – 15;
  • отсутствие умения работать в группе – 16;
  • неуверенность и уход от ответа при возможной ситуации – 18.

Почему же такое происходит? Анализ посещенных уроков преподавателей показал, что примерно 80% учебного времени на уроке занимает речь преподавателя. Это связано со следующими причинами:

  • Однообразие методов работы на уроке
  • Неумение распределить учебное время урока
  • Не организовывается групповая работа
  • Использование традиционных форм урока
  • Не применяются активные и интерактивные методы работы на уроке
  • Не используется коммуникативные технологии обучения и т.д.

Основные формы работы преподавателя на уроке, это: объяснение материала, работа с учебником, конспектирование. Обучающиеся на уроках в основном выступают в роли пассивных слушателей.

Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось активной речи обучающегося, а преподаватель в большей степени был координатором этого процесса?

Необходимо осознанное понимание педагогами повышения собственной коммуникативной культуры, которая изменит структуру учебных занятий, а также, целенаправленные действия учителя на уроке по повышению коммуникативной культуры обучающихся.

Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, который поможет и преподавателю, и обучающимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.

Только тренировка в общении, в ходе учебного занятия дает возможность  обучающемуся не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, сформировать культуру профессионального общения. Преподаватель должен ставить перед собой задачу развития коммуникативных умений обучающихся и хорошо представлять себе, какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке.

Эти  задачи будут выполнены педагогом, если будет определена структура, содержание и особенности коммуникативной культуры обучающихся, разработана модель формирования коммуникативной культуры обучающихся, обоснованы педагогические условия эффективного формирования коммуникативной культуры обучающихся, разработаны технологии и методы работы педагогов с обучающимися, ориентированные на формирование коммуникативной культуры. Только тогда формирование коммуникативной культуры обучающихся техникума будет эффективным. [3]

Список источников:

  1. Абрамкина О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся// автореф.дисс.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.] ; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  3. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: игровые задания. – М. : 5 за знания, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова).
  4. Филиппова Г. В. Коммуникативная культура студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 5. – С. 181–185. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56187.htm.

 

Добавить комментарий