Уразаева Л. Ю. Математический анализ влияние миграции на структуру рынка труда

Право. Наука. Общество:  материалы Международной НПК (2 июня 2017 г., г. Иркутск)

Математический анализ влияние миграции на структуру рынка труда

Mathematical analysis of the  migration influence on the labor market structure

 

Уразаева Лилия Юсуповна

Urazaeva Lilia Yusupovna

К.ф.-м. н, доцент БУ ВО СГПУ, г. Сургут

delovoi2004@mail.ru

 

Аннотация. В работе  приведен  математический анализ влияния миграции на экономический потенциал различных стран,  определены: положительные  и отрицательные стороны этого процесса, прогноз возможных экономических последствий. На основе приведенного исследования определены факторы влияния миграции на структуру рынка труда в странах с высоким уровнем миграции.

Annotation. The paper contains a mathematical analysis of the impact of migration on the economic potential of different countries defined: positive and negative sides of this process, the forecast of possible economic consequences. The author defines the factors of influence of migration on the structure of the labor market in countries with high levels of migration.

Ключевые слова: миграция, регион, рынок труда, занятость населения, безработица, неквалифицированный труд, квалифицированный труд, женская занятость, рождаемость, старение населения, динамики роста потребления, знание языка, профессиональная переподготовка.

Keywords: migration, region, labor market, employment, unemployment, unskilled labor, skilled labor, female employment, fertility, population ageing, dynamics of consumption growth, language skills, professional retraining.

 

Эффективность экономики во многом зависит от  качества трудовых  ресурсов,  эффективного развития и использования человеческого потенциала. [1] Последнее оказывает влияние на  объемы и темпы прироста производимой  продукции, технический прогресс. Структура рынка труда определяется связано с особенностями экономики страны. В состав трудовых ресурсов включают трудоспособное население. С  достижением пенсионного возраста в нашей стране  многие граждане   еще сохраняют трудоспособность и продолжают работать. В то же время часть трудоспособного населения непенсионного возраста может оказаться не занятой  в связи  с учебой очной формы обучения,  военной службой, уходом за ребенком, по состоянию здоровья, отсутствием работы  и др.

Политика  использования трудовых ресурсов во многом определяется стратегией модернизация экономики. Можно выделить  два способа использования трудовых ресурсов:

а) интенсивный: когда возрастание объемов производства происходит без  увеличения  численностью работников;

б) экстенсивный:  увеличение объемов производства определяется  увеличением объемов труда

Второй путь оптимален с точки зрения экономики, но  чреват социально-экономическими последствиями: высвобождением и  не востребованностью части населения, которая  приводит к снижению покупательной способности населения и прочим негативным последствиям.

В любой стране важнейшей задачей государства является  обеспечение занятости  населения,   развитие  человеческого потенциала,  повышение  мобильности граждан и повышения уровня их профессионализма.

Развитие человеческого потенциала неизбежно требует определенного пересмотра существующих способов организации системы образования, здравоохранения, науки, культуры, которые рассматриваются опорные точки для организации капитализации человеческого потенциала. В частности, одним из проявлений деятельности государства в этом направлении является переход на Болонскую систему в образовании.

Вложения в образование населения является наиболее выгодным проектом на национальном уровне. Особенностью современной экономики является быстрая смена технологий в различных отраслях, поэтому требуется постоянное переобучение кадров, обучение, обучение в течение всей жизни. [5] В условиях конкуренции на рынке труда[7] решением проблемы является получения нового образования без отрыва от производства является дистанционное образование. Однако одно переобучение не может удовлетворить потребности рынка труда в кадрах разного уровня подготовки, в том числе в неквалифицированной рабочей силе. В условиях старения населения возникает необходимость в постоянном притоке  рабочей силы в страну. Научные исследования в этом направлении вели  многие ученые, первыми начали исследования этих проблем  Харрис и Тодаро(1970). На основе изучения  миграции  сельского населения  в город, авторы сделали заключение  о том, что миграция повышает эффективность экономики в целом, устраняя неравномерность распределения трудовых ресурсов между отдельными территориями.

Темп миграции определятся  разницей между уровнем жизни и оплатой труда в различных  регионах, местом проживания, и местом миграции. Чем больше разниц, тем выше темп миграции. Результат  миграции для конкретного человека зависит от обдуманности выбора,  наличия определенных личных связей или этнических диаспор в регионе, выбранном для миграции, профессиональных навыков, возраста,  знания языка.

Принято выделять миграцию специалистов с высокой квалификацией и миграцию работников  с низкой квалификацией, временную и постоянную миграцию.

В публикациях [1], [2], [3], [4], [6] рассматриваются различные аспекты влияния процессов миграции на экономику стран.

Миграция в настоящее время является актуальной  социально-экономической проблемой,  требует пристального изучения.

Особый интерес представляет исследование влияния миграции на соотношение между квалифицированными и неквалифицированными работниками в странах Европы. С целью исследования особенностей структуры распределения трудовых ресурсов были проанализированы статистические данных по странам Европы[4].

Было выявлено, что в странах, где интенсивно идет процесс миграции (например, Германия) наблюдается иная зависимость между числом специалистов и числом неквалифицированных работников по сравнению со странами, непопулярными для мигрантов.

Рисунок 1 График зависимости числа неквалифицированных рабочих от числа специалистов

Рисунок 2  Выявленные закономерности для стран с низким и высоким уровнем миграции

Последний участок графика соответствует странам с высоким уровнем миграции в Европе (данные 2016 года, Госкомстат РФ). [4] Выявленную закономерность можно объяснить планомерной деятельностью правительств некоторых европейских стран по поддержке прибывающих мигрантов с целью их трудоустройства и поддержке в условиях незнания языка и недостаточной профессиональной подготовки, создании дополнительных рабочих мест. Немаловажен, также рост специалистов, который можно рассматривать как результат привлечения внешних специалистов, так и возможность профессиональной подготовки местных кадров,  за счет имеющихся мигрантов, выполняющих неквалифицированную работу. Таким, образом, миграция оказывает системное оздоравливающе влияние на экономику европейских стран, страдающих от старения населения, способствуют модернизации экономики.

Список источников:

  1. Баженов О.В., Устюжанина Н.Е. Факторы иммиграции высококвалифицированных специалистов в Россию. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 11 (344). С. 27-38.
  2. Галимов И.А., Уразаева Л.Ю. Оценка взаимовлияния уровней безработицы различных возрастных групп с учетом старения населения. Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 1 (14). С. 62.
  3. Иванова Н.А., Бурмистрова И.К. Динамика возрастной структуры безработных на российском рынке труда. Инновационная деятельность. 2015. № 1 (32). С. 55-63.
  4. Россия и страны мира-2016. М. Госкомстат. 2016. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_39/Main.htm. (Дата обращения 23.05.2017)
  5. Санчат-оол Ч.В., Бажин А.С. Особенности изменения структуры рынка труда и занятости стран БРИКС. Монография / Saarbrucken, 2016.
  6. Синдеева К.А., Лебединская М.И. Дистанционное обучение в высшей школе. Совет ректоров. 2016. № 2. С. 80-86.
  7. Уразаева Л.Ю., Галимов И.А., Уразаева Н.Ю. Математическая оценка процессов миграции в России. Проблемы и перспективы развития регионов и предприятий в условиях глобализации экономики Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Уфимский институт (филиал) Дрезденский технический университет, Словацкий технологический университет, Институт экономики УрО РАН. 2014. С. 100-103.

 

Добавить комментарий