Черепанова М.Ю. Партерная гимнастика как средство оздоровления

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Партерная гимнастика как средство оздоровления

 Parterre gymnastics as a means of healing

Черепанова Марина Юрьевна

Cherepanova Marina Yuryevna

учитель физической культуры,

МАОУ г. Иркутска гимназия № 2,

Россия, г. Иркутск

mcherep_98@mail.ru

Аннотация.  В статье рассматривается партерная гимнастика как средство сохранения, укрепления здоровья учащихся, как средство формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к урокам физической культуры. А также занятия партерной гимнастикой повышают уровень физической подготовленности и уровень функционального состояния.

Annotation. The article discusses the parterre gymnastics as a means of preserving and strengthening the health of pupils, as a means of formation of motivation for physical exercises, including to the lessons of physical culture. As well as a ground gymnastics increase the level of physical preparedness and functional state level.

Ключевые слова. здоровье, партерная гимнастика, гимнастика, релаксация, упражнение.

Key words. health, ground floor gymnastics, gymnastics, relaxation, exercise.

На современном этапе развития жизни общества особенно актуальными являются исследования, связанные со здоровьем и здоровым стилем жизни. Важно начать формировать эти понятия еще в школе.

По данным Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН  отмечено, что среди учащихся гимназий и лицеев, в 2 раза больше детей (по сравнению с массовой школой) с нарушением массы тела, патологией органов зрения, признаками сильного переутомления и другими симптомами нарушения здоровья. Более того, сегодня группа риска составляет 67% обучающихся, треть из которых имеют дисфункциональные нарушения, выходящие за пределы нормы. [1]  Изначально в гимназию поступает 18% детей с ортопедическими нарушениями, 11% — с нарушением зрения. И уже к 10 -11 классу — каждый третий ученик имеет нарушение зрения и 64% -ортопедические проблемы. Поэтому очень важно учителю физической культуры изучать и применять разнообразные оздоровительные методики и систему тренировок, а так же способы повышения интереса к занятиям. Одной из таких систем тренировок являются занятия по партерной гимнастике. Для того чтобы понять, что такое партерная гимнастика, сначала нужно дать определения каждому слову этого словосочетания в отдельности. И так первым и ключевым словом является гимнастика, его определение взято из большой советской энциклопедии.  Гимнастика — тренирую, упражняю, система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Вторым частью является слово партерная, от слова партер. Парте́р (фр. parterre — на земле) — термин, использующийся в разных видах борьбы, который означает борьбу в положении лёжа. А, теперь прочитав эти определения, мы можем сказать, что же такое партерная гимнастика.

Партерная гимнастика — это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения, в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т.п.

Партерная гимнастика представляет собой особую систему упражнений, которые призваны укрепить мышцы и развить силу, улучшить или восстановить подвижность суставов, придать тканям, связкам и мышцам эластичность. Кроме этого, в ходе занятий позвоночник обретает небывалую гибкость, а тело — ловкость и точность движений. Приятный дополнительный эффект заключается в оздоровлении сердечно — сосудистой и дыхательной систем.

Заниматься такой гимнастикой могут даже малые дети. Нельзя не отметить, что партерная гимнастика для пожилых не менее полезна: она позволяет на долгие годы сохранить двигательную активность, рабочее состояние суставов и улучшить общее состояние здоровья. [2]

Занятия необходимы, прежде всего, тем, кто хочет сохранить или восстановить здоровье суставов. Однако кроме этого в ходе выполнения упражнений происходит укрепление мышц и связок, улучшается кровообращение, активно вентилируются легкие. Межпозвоночные диски и суставы восстанавливаются, мышцы избавляются от напряжения, все тело становится более легким, изящным и грациозным. Изначально партерную гимнастику использовали в хореографии, и дети, которые посещают такие занятия, всегда можно отличить по царственной осанке и ловким движениям.

Заниматься этой «зарядкой» можно и в специализированных фитнес — клубах, в домашних условиях и на уроках физической культуры.

Во время учебного процесса занятия партерной гимнастикой включаю в разминку перед уроками  акробатики, поскольку во всех этих случаях важна хорошая эластичность суставов. А также такую провожу и отдельно. Занятие делится на три традиционные логические части: разминка, упражнения, релаксация.  [2]

В самом начале занятий предлагается небольшой комплекс, призванный разогреть мышцы и включить в активную работу связки, суставы и позвоночник. Только после полноценной разминки можно переходить к комплексу упражнений, в противном случае можно легко получить травму.

Партерная гимнастика предполагает выполнения упражнений, сидя или лежа на полу:

  1. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья.
  2. Вытягивания, разворачивание и сокращение стопы «Развивает силу и эластичность берцовых и икроножных мышц, способствует развитию сухожилий пальцев стоп и пяточных «ахилового» сухожилия, развивает выворотность тазобедренных, голеностопных суставов».
  3. Повороты головы «упражнения на развитие мышц шеи».
  4. Упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника.
  5. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
  6. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра (лягушка, поперечный шпагат).
  7. Упражнения на улучшения подвижности коленных суставов.
  8. Упражнения на исправление осанки. [3]

Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130 — 140 уд/мин, т. е. не выходит за пределы аэробной зоны; потребление кислорода увеличивается до 1,0-1,5 л/мин; содержание молочной кислоты не превышает уровня ПАНО — около 4,1 моль/л. Таким образом, работа в партере носит преимущественно аэробный характер. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, локальные упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130-140 уд/мин, танцевальные движения — до 150-170, а глобальные (наклоны, глубокие приседания) — до 160-180 уд/мин. Каждое упражнение выполняется не менее 30 секунд – за это время можно сделать 20 повторений

Релаксация – после активного занятия провожу комплекс суставной гимнастики или специальные дыхательные упражнения.

Партерная гимнастика

  • не накладывает ограничений по возрасту, полу, уровню физической подготовки, так как все упражнения выполняются лёжа или сидя;
  • повышает двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы человека;
  • средство активного отдыха и восстановления после напряженной умственной работы.

Таким образом, анализ литературы и практики показал, что использование партерной гимнастики на уроках физической культуры оказывает положительное влияние на состояние здоровья и физическую подготовленность учащихся.

Библиографический список:

  1. Васильева Т.И. «Балетная осанка — основа хореографического воспитания детей».- М., 1993, с. 246.
  2. Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем». — М.: Московская государственная академия хореографии, 2004, с. 342.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе, М.: АПК и ПРО, 2002, с. 121

 

Добавить комментарий