Использование методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Тема: «Использование  методов  ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность использование ТРИЗ в том, что эта технология  не просто развивает  фантазию и воображение у детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, является уникальным инструментом для поиска нетривиальных идей.  ТРИЗ для дошкольников – это система игр, упражнений и занятий, которые не изменяют  основную программу, а увеличивает  ее эффективность.

Преимущества ТРИЗ:

  • не требует больших затрат времени;
  • можно использовать в традиционной системе обучения;
  • развивает фантазию, воображение у детей;
  • вселяет уверенность в свои силы.

Цель: повышать уровень развития творческого воображения и мышления у детей.

Задачи:

Обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации, умению сравнивать, обобщать, видеть взаимосвязи;

Создавать условия для развития мышления, воображения, зрительного внимания, фантазии;

Поддерживать интерес к познавательной активности;

Формировать навык выражения собственного мнения;

Способствовать созданию доброжелательного отношения друг к другу, желание помочь.

Воспитатель старшей группы № 5 «Пчелки», Кропотова Марина Валентиновна показала игру – открытие под названием «Школа юных детективов».

 

Игра – открытие «Школа юных детективов».

 

Детям были предложены разнообразные задания и игры ТРИЗ, с помощью которых, опираясь на ранее  полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем,  ребята учились находить выход из любой сложной ситуации. Ситуации были  разные, из любой области человеческой деятельности. Дети становились и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения, как настоящие детективы. В конце код кейса был разгадан, дети получили дипломы юных детективов.

Далее, Кропотова Марина Валентиновна предоставила презентацию по теме: ««Использование  методов  ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста», где поделилась опытом работы по этой теме, планированием работы, разделенная  на «блоки» на весь учебный год (смотри презентацию), а так же, представила коллегам, методическую  литературу, картотеки игр и множество игр по ТРИЗ технологии.

 

 

Презентация опыта работы с использованием ТРИЗ технологии

 

Методическая литература по ТРИЗ технологии

 

 

Прием «Ситемный оператор»                           Игра  «Эвроритм»

 

 

 

 

Игра   «Ханайская башня»           Игра «Суши» (название придумали дети)

 

Игра «Калейдоскоп»

 

 

Вывод: в группе воспитателя Кропотовой Марины Валентиновны, которая активно использует технологию ТРИЗ, увеличилось  число детей имеющих высокий уровень социально – личностного, интеллектуального, творческого развития. Дети  научились  ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициативны, способны доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, широту интересов. Поэтому наш коллектив считает технологию ТРИЗ инновационным продуктом, отвечающим всем требованиям ФГОС ДО. Нами уже составлены методические рекомендации,  собраны картотеки игр ТРИЗ, планирование  на весь учебных год, для  дальнейшего процесса апробирования и внедрения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс  любого дошкольного учреждения.