Абрамовский С. С. Введение должности следователя-криминалиста для развития уголовно-процессуальной политики Российской Федерации

Введение должности следователя-криминалиста для развития

уголовнопроцессуальной политики Российской Федерации

Introduction of the position of the criminal investigator for the development of the criminal procedural policy of the Russian Federation

 

Абрамовский Станислав Сергеевич

Abramovsky Stanislav Sergeevich

магистрант  ВСФ ФГБОУ  РГУП, г. Иркутск

s.abramovskiy@mail.ru

Аннотация. В статье описана сущность профессии следователя-криминалиста и оказание влияния рассматриваемой должности на развитие уголовно-процессуальной политики в Российской Федерации. Также, в статье дается разъяснение о процессе  осуществления следователем-криминалистом своих профессиональных обязанностей.

Annotation. The article describes the essence of the profession of the criminal investigator and the influence of the position in question on the development of the criminal procedural policy in the Russian Federation. Also, the article provides an explanation of the process by which the investigator-criminalist carries out his professional duties.

Ключевые слова: Уголовно-процессуальная политика; уголовный процесс; борьба с преступностью; предварительное следствие; следователь; следователь-криминалист.

Keywords: Criminal procedural policy; criminal process; combating crime; preliminary investigation; investigator; criminal investigator.

Развитие уголовно-процессуальной политики РФ, а также осуществления главной цели  оперативно-следственных мероприятий, а именно раскрытие и дальнейшее пресечение преступлений, поимка лиц совершивших эти противоправные деяния придерживаясь позиций правовых условий закона на досудебном производстве, дело, требующее большого количества временных, трудовых и человеческих ресурсов.  Участниками по реализации этих мероприятий являются, оперативные сотрудники, прокуроры, дознаватели, а также данная деятельность непосредственно является работой следователя. Должность следователя предусматривает ряд осуществляемых им обязанностей, которые включают в себя производство предварительного следствия по уголовному делу относящегося к категории тяжкого и особо тяжкого преступления, содержащее большой объем работы и множественность эпизодов. 

Трудность профессии следователя заключается в обязательном требовании от сотрудника крепкого здоровья (интеллектуального, духовного, физического), а также качество присущее всем работникам силовых структур-мужество и непосредственно безупречное исполнение служебного и гражданского долга. Известным российским криминалистом Р.С. Белкиным был отмечен то, что количественный состав сотрудников следствия существенно, низок.  Подтверждается это суждение наличием фактов, уходы на пенсию грамотных и опытных сотрудников, относительно небольшое количество лиц окончивших вуз с юридическим образованием и выпускники МВД,[1] которые в дальнейшем решили связать свою жизнь с профессией следователя, так как для многих большую перспективу представляют гражданские профессии.

Для того, чтобы организация и дальнейшее производство предварительного следствия была эффективной, требуются наличие у самого следователя таких немаловажных качеств как профессионализм и нравственность. Длительное время  в стране наблюдается острая недостача высоко квалицированных юристов к числу которых, конечно относятся и профессиональные следователи, поэтому в стратегии по противодействую коррупционным преступлениям от 31.06 2008 г. на то, что необходимо принять меры по повышению уровня профессионального развития лиц с юридическим образованием и проведение мероприятий по правовому просвещению.[2] 

Для развития в целом уголовно-процессуальной политики в стране была, разработана концепция о долгосрочном социально-экономическом развитии РФ запланированной до 2020 г. которая была принята 17.10 2008 г. в ходе которой, запланирована задача, основной целью которой является создать эффективную систему правоприменения. [3]

В федеральном законе от 2.12. 2008 г. были введены дополнения, а именно в статье  5 УПК РФ было решено добавить  п. 40.1, в котором содержится новое сформулированное понятие  участника, деятельность которого напрямую относится к  предварительному следствию, так появилась новая должность  следователя-криминалиста, ими являются должностные лица, уполномоченные осуществлять предварительное следствие по уголовным делам, а также участвуют по поручению руководителя следственного органа в  осуществлении производства отдельных следственных и иных процессуальных действий или производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий без дальнейшего принятия уголовных дел к своему производству.

Поэтому, следует задать следующий вопрос: «Чем является функциональное предназначение следователя, а также, что входит в состав его процессуальных полномочий?».

Заслуженным деятелем науки РФ В.П. Божьевым было высказано мнение о том, что новый субъект (следователь-криминалист) уголовно-процессуальных отношений, наделен необычайными процессуальными правами, которых нет даже в компетенции следователей, статус которых определен г. 6 УПК РФ, а также у их руководителей.  Под «необычайными» процессуальными правами понимается следующая компетенция, это право следователем-криминалистом на производство следственных и иным процессуальных следственных действий без дальнейшего принятия уголовных дел к своему производству. И все это сформировано в рамках статьи 5 УПК РФ, которая имеет в большей степени подсобное справочно-техническое предназначение: в ней даются разъяснения основных понятий, которые используются в тексте УПК РФ. Но есть факт отсутствия этих понятий в самом тексте УПК РФ.[4]

А.П. Рыжаковым было отмечено следующее: «Если мы правильно понимаем идею, которая было заложена законодателем в  п. 40.1 статьи 5 УПК РФ − то законодателем с помощью этого же пункта дал возможность руководителям следственных органов право на то, чтобы давай поручения следователям находящихся под его руководством,  участвовать в осуществлении производства отдельных следственных действий и иных процессуальных действий. Следовательно, возникает вопрос: «Почему законодателем  в п. 40.1 статьи 5 УПК РФ было употреблено выражение ″должностное лицо″, а не следователь, как это делано в п. 1 ч. 1 статьи 39 УПК РФ?». [5]

Если обратить внимание на историю вопроса, то ранее было написано мнение доктора юридических наук В.М. Быкова, им было сказано следующее: «В советский период времени в аппарате республиканской, краевой и областной прокуратуре,  долгое время сотрудники занимали должность  прокурора-криминалиста. Не маловажная суть состоит в том, что уголовно-процессуальным законом четко не определялись обязанности, которые относятся к компетенции прокурора-криминалиста. Но в практической части все было, наоборот, на плечи прокурора-криминалиста было возложено большое количество самых различных задач. К этим задачам относились оказание следователям методической помощи в расследовании более сложных преступлений, применение технико-криминалистических средства,  обобщение и распространение положительного опыта передовых следователей, проведение консультирования следователей по отдельным уголовным делам, а также они организовывали деятельность по профессиональной учебе следователей прокуратуры.

Кроме перечисленных выше осуществляемых ими задач, в их компетенцию входили также, совместные выезды прокурора-криминалиста и следователя на место совершения особо тяжких и опасных преступлений с целью проведения осмотра места происшествия, а также принятие участия в производстве первоначальных следственных действий по данным делам. В некоторых случаях, возглавление следственных групп, которые создавались с целью расследований особо тяжких, опасных и сложных для расследования преступлений осуществлялось прокурорами-криминалистами. Также в компетенцию прокуроров-криминалистов входили разные проверки по деятельности  нижестоящих прокуратур, им также поручались расследования отдельных актуальных уголовных дел. В то время у суда никогда не возникало вопроса о том, имелись ли у прокурора-криминалиста законные основать на осуществление расследований этих преступлений и производства отдельных следственных действий».[6]

Возникают представления о том, что введение новой должности- следователя-криминалиста, связано с внесением изменений в УПК РФ с целью развития уголовно-процессуальной политики страны.  Также, изменения коснулись  ФЗ «О прокуратуре РФ» от 5.06.2007 г. №2202-1,  когда прошло сокращение полномочий прокурора по осуществлению надзора за предварительным следствием, и с целью обеспечения эффективной помощи следователю.

Если, внедрение в предварительное следствие должности следователя-криминалиста даст положительные результаты по качественному и количественному раскрытию преступлений и дальнейших пресечений таких деяний, а также поднимет уголовно-процессуальную политику РФ на новый уровень, то необходимо будет внести дополнения в существующий  УПК РФ, а именно, предусмотреть его полномочия в новой статье 38.1 УПК РФ, как это было ранее сделано в отношении должности следователя, а также, важно внести дополнения и в другие статьи УПК РФ, такие как статьи 123, ч. 2 156, 163).

Библиографический список:

  1. Белкин Р.С. Профессия – следователь (Введение в юридическую специальность). М.: Юристъ, 1998.­– с. 4.
  2. Рос. газ. 2008. 5 августа.
  3. Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. – с. 5483.
  4. Божьев В.П. О властных субъектах уголовного процесса в досудебном производстве // Российский следователь. 2009. № 15. – с. 31.
  5. Рыжаков А.П. Проблемы правовой основы взаимодействия со следователем-криминалистом: в сб. «Проблемы взаимодействия следователя с органом дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями» / под ред. А.П. Рыжакова. Брянск, 2010. – с. 221.
  6. Быков В.М. Следователь-криминалист как новый участник уголовного процесса со стороны обвинения // Российская юстиция. 2009. № 7. –с. 43