Афанасьева М.Ю., Власова Е. Л. Устав муниципального образования: особенности принятия, регистрации и вступление в силу

Устав муниципального образования: особенности принятия, регистрации и вступление в силу

Charter of the municipality: features of adoption, registration and entry into force

Афанасьева Марина Юрьевна

Afanasyeva Marina Yurievnaстудентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск marina_afanaseva_1996@inbox.ru

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

 

Аннотация. В статье раскрывается понятие «устав муниципального образования». Рассматриваются вопросы, касающиеся разработки устава муниципального образования. Также в статье отражаются положения устава муниципального образования, разработка и утверждение устава муниципального образования, основания отказа в государственной регистрации и вступление в силу.

Annotation. The article reveals the concept of «the charter of the municipality.» Considers issues related to the development of the charter of the municipality. The article also reflects the provisions of the charter of the municipality, the development and approval of the charter of the municipality, the grounds for refusing state registration and entry into force.

Ключевые слова: устав муниципального образования, регистрация устава муниципального образования, разработка устава муниципального образования, вступление в силу устава муниципального образования

Keywords: concept, the charter of the municipality, registration of the charter of the municipality, development of the charter of the municipality, entry into force of the charter of the municipality

Устав муниципального образования является основным правовым актом муниципального образования, своеобразной «местной конституции». Устав муниципального образования – это муниципальный нормативный правовой  акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории муниципального образования. [1]

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться:

— наименование муниципального образования;

— перечень вопросов местного значения;

— формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значений, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

— структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

— наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

— виды, порядок принятия, официального опубликования и вступление в силу муниципальных правовых актов;

— срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, выборных должностных лиц, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

— виды ответственности органов местного самоуправления, отзыв или досрочное прекращение  их полномочий;

— порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, контроль за его исполнением;

— порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. [2]

Разработка устава производится муниципальным образованием самостоятельно. В соответствии с ч.3 ст.44  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования или населением непосредственно. Однако в целях привлечения населения к процессу принятия устава возможно предварительное вынесение некоторых его основных положений на местный референдум. [3]

После получения решений по этим вопросам остальные положения и устав в целом принимается представительным органом муниципального образования.

Утверждение устава представительным органом муниципального образования осуществляется тайным голосованием. За принятие устава или внесение  изменений  и дополнений в него должно проголосовать 2/3 от числа установленного числа депутатов. [4]

Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования могут быть следующие два случая:

  1. противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциями (уставам) и законам субъектов РФ;
  2. нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. [5]

Согласно российскому законодательству, устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации.

 Чтобы устав вступил в силу, его недостаточно просто зарегистрировать. Устав муниципального образования начинает действовать с момента его официального опубликования. В соответствии ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ, а в соответствии с ч. 8 этой же статьи устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). [6]

Закон Иркутской области от 18 мая 1996 года  «О государственной регистрации Уставов муниципальных образований Иркутской области» установил, что устав муниципального образования направляется для правовой экспертизы и последующей государственной регистрации в администрацию Иркутской области. Документом, удостоверяющим государственную регистрацию устава муниципального образования, является свидетельство о государственной регистрации установленного образца. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, Уставу Иркутской области и закону Иркутской области. И здесь возникает вопрос. Согласно ч.3 ст.3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа является референдум. Однако, если устав муниципального образования был принят непосредственно населением, он может не пройти правовую экспертизу в администрации Иркутской области и таким образом решение, принятое на местном референдуме, будет не действительным. [7]Есть ли выход из данного положения? Целесообразно в Закон Иркутской области от 18 мая 1996 года внести изменения. Если устав муниципального образования принимается непосредственно населением муниципального образования, то проект данного устава должен пройти предварительную правовую экспертизу в администрации Иркутской области и только после этого выносится на местный референдум.Таким образом, одним из важнейших правовых актов, принимаемых в муниципальном образовании, является устав. Процесс разработки и принятия уставов до последнего времени носил ограниченный характер. Сдерживался он в основном тем, что в местах отсутствовали законодательные акты, регулирующие этот вопрос. Четкая правовая регламентация, безусловно, придаст импульс к созданию новой правовой базы местного самоуправления, важную составную часть которой занимает устав муниципального образования. В качестве основного элемента вступления в силу устава муниципального образования является его регистрация. Надо признать, что этот вопрос урегулирован еще не достаточно четко; предлагается в случае принятия устава непосредственно населением муниципального образования провести его предварительную правовую экспертизу.В законе субъекта Российской Федерации целесообразно закрепить широкий перечень субъектов, обладающих правом разработки и внесения в представительный орган местного самоуправления  устава муниципального образования. На федеральном уровне необходимо закрепить одну инстанцию, имеющую право регистрации уставов.

Библиографический список:

  1. Конституция РФ. – М. 1993
  2. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. М.; Ростов н/Д, 2005.
  3. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Н.С. Бондаря. М., 2002.
  4. Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Саратов, 2008. С.58.
  5. Шугрина Е.С. Муниципальное право.М.,2004. С.82.