Агафонова Н. В. Совершенствование учебной и производственной практики по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»

Совершенствование учебной и производственной практики по специальности

«Организация перевозок и управление на транспорте»

Improvement of educational and industrial practices specialty «Organization of transportations and management on transport»

 

Агафонова Наталья Викторовна

Agafonova Natalia Viktorovna

мастер производственного обучения ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

ittris@mail.ru

Петухова Светлана Леонидовна

Petukhova Svetlana Leonidovna

мастер производственного обучения ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск svetlanapetyxova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации и управления всеми видами практик, описывается алгоритм прохождения практики обучающимися техникума. Автор акцентирует внимание на возможностях современных образовательных технологий при освоении теоретического и практического материала.

Annotation. The article deals with the organization and management of all kinds of practices, describes the algorithm of practical training College students. The author focuses on the possibilities of modern educational technologies in the development of theoretical and practical material.

Ключевые слова: учебная и производственная практика, преддипломная, профессиональные компетенции, информационные технологии, оценка качества.

Keywords: raining and production practice pre-diploma, professional competence, information technology, quality assessment.

 

Большое значение в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся и, соответственно, повышения качества образования, играет практика, т.к. она, наряду с теоретическим обучением, формирует у них опыт профессионального поведения как «высшей культурной формы поведения», личностное знание, умение самостоятельно проектировать, реализовывать, анализировать и оценивать свою собственную деятельность, позволяет обучающемуся выступить в активной роли по отношению к объекту своей деятельности, выявить его достоинства и недостатки, а также способности к профессиональной деятельности.  [1] Во время практики у студентов также формируются мотивация и готовность к выполнению профессиональных обязанностей.

Программа учебной и производственной практики является частью образовательной программы разработанной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Результатом освоения программ учебной и производственной практик является формирование у обучающихся профессиональных компетенций.

В процессе практического обучения особое внимание уделяется эффективной организации труда: освоению новой техники и технологии, неукоснительному выполнению обучающимися правил техники безопасности, приказов, инструкций по безопасности движения поездов, сотрудничество с работодателем.

Учебная практика имеет своей задачей подготовить обучающихся к прохождению ими в дальнейшем производственной практики на предприятии. Учебная практика по данной специальности проводится в цехах учебно-производственных мастерских техникума и на территории линейных предприятий Суховского Центра организации работы железнодорожных станций.

На установленном оборудовании в лаборатории производится освоение основных видов обучения, в том числе, ознакомление с устройством пульта управления движением.

Существенные изменения произошли при проведении занятий учебной практики с применением интерактивной доски, которая не только заменила плакаты и иллюстрированные альбомы, но и позволила мастеру п/о проводить обучение на новом, качественном уровне, используя основные преимущества современных компьютерных технологий. Благодаря этому увеличивается концентрация внимания, улучшается понимание материала и его запоминание. Активная деятельность обучающихся на уроке стимулируется за счет возможности самостоятельно управлять объектами на доске.

При выходе на производственную практику на предприятие обучающиеся техникума транспорта и строительства по специальности ОПУТ взаимодействуют со станциями Иркутск-Сортировочный, Иркутск-Пассажирский, Гончарово, Кая, Военный Городок, Батарейная, Мегет, Усолье-Сибирское, Ангарск, Китой и.т.д.

Учебная нагрузка предусматривает формирование дополнительных профессиональных компетенций, таких как: принимать и готовить маршруты приема и отправления поездов, оформление разрешений при нестандартных ситуациях; обеспечивать меры безопасности при пропуске опаздывающих поездов, при производстве работы в зимнее время; осуществлять и планирование, и организацию производственных работ .

С этой целью в вариативную часть введены учебные дисциплины «Безопасность движения на ж/д транспорте», «Регламент переговоров», Зачисление на производственную практику студентов техникума в отделе кадров железнодорожных предприятий осуществляется при  наличии заключения председателя врачебной комиссии и результата психофизиологического обследования НУЗ «Узловая поликлиника на ст. Слюдянка «ОАО РЖД»». Работа на железнодорожных предприятиях сложная и тяжелая, поэтому обучающиеся должны обладать идеальным здоровьем. Подготовительный этап перед производственной практикой для каждого обучающегося индивидуальный.

После прохождения производственной практики обучающиеся выходят на производственную (преддипломную) практику, которая реализуется обучающимися в структурных подразделениях Восточно-Сибирской дирекции управления движением согласно ежегодно перезаключаемого договора на прохождение производственной практики.

Целью производственной (преддипломной) практики является сбор и обобщение материалов для написания выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями подготовки выпускников. За время прохождения практики обучающийся собирает материал для написания ВКР, выбирает объект и предмет исследования, готовит первоначальный вариант ВКР, овладевая при этом современными методами сбора, анализа и обработки научной информации по проблеме. [1]

Производственная (преддипломная) практика позволяет приобрести необходимые навыки работы в коллективе, что служит необходимой предпосылкой будущей профессиональной деятельности молодого специалиста.    

Преддипломная практика предполагает практическое применение знаний, полученных в процессе изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей. Обучающиеся приобретают навыки решения комплексных задач в системе работы железнодорожного транспорта и осваивают различные виды будущей профессиональной деятельности, решая задачи:

  • оперативного планирования, форм и структуры управления работой на транспорте (по видам транспорта);
  • ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков;
  • использования в работе электронно-вычислительных машин для обработки оперативной информации;
  • умения анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности;
  • использования программного обеспечения для решения транспортных задач.

Обучающиеся изучают состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности, основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте. Другими словами, преобразовывают приобретенные теоретические знания в систему профессиональных умений, развивают навыки профессиональной рефлексии.

По освоению программы практики, обучающийся представляет в техникум фото и видеоотчеты, подтверждающие выполнение работ, по которым она проводилась.

Сегодня наши партнеры — работодатели имеют возможность и желание контролировать качество подготовки выпускников, участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения производственной и производственной (преддипломной) практики и определяют профессиональную пригодность каждого обучающегося.

Оценка качества подготовки выпускников техникума работодателями, осуществляется во время проведения государственной итоговой аттестации.

Библиографический список:

  1. Космынин А.В., Смирнов А.В.Проблемы участия работодателей в процедуре оценки качества образования //Успехи современного естествознания. 2011. №12. С. 69-70.