Актуальные вопросы цифровизации в среднем профессиональном образовании: проблемы и перспективы

0 руб.

Актуальные вопросы цифровизации в среднем профессиональном образовании: проблемы и перспективы

Current issues of digitalization in secondary vocational education: problems and prospects

Тяжовкина Оксана Юрьевна

Tyzhovkina Oksana Yurievna

преподаватель  ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

tixona23@mail.ru

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам цифровизации образования, а именно, тем проблемам, которые возникают при ее проведении. В статье говорится о необходимости цифровизации в образовании, но, в то же время, и о тех негативных последствиях для обучающихся и преподавателей, которые возникают при ее проведении, таких как утрата умственных способностей, снижение социальных навыков, появление различных заболеваний.

Аннотация. The summary in English: This article is devoted questions to the digitization of education, namely, the problems that arise during its implementation. The article talks about the need for digitalization in education, but, at the same time, about the negative consequences for studying and teachers’ that arise during its implementation, such as loss of mental abilities, reduced social skills, the appearance of different diseases.

Ключевые слова: цифровизация, проблемы цифровизации образования, образование, гаджеты, современное поколение, электронная зависимость, информация, умственная способность.

Keywords: digitalization, problems of digitalization of education, education, gadgets, modern generation, electronic addiction, information, mental ability.

В наше время термин «цифровизация» получил широкое распространение в народе, его уже можно вносить в словари в качестве омонима, из-за большого количества значений. Что же касается самого определения, то цифровизация – это повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, образование, экономику, культуру, обслуживание и т.п. Основой процесса цифровизации является интернет. Передача данных в глобальную паутину осуществляется непосредственно через устройства ввода, то есть различные гаджеты.

Данное явление становится неотъемлемым элементом развития всех сфер жизни общества, в том числе и образования, как мы уже отметили ранее. Цифровизация в образовании – это переход на электронную систему обучения. Все учебные материалы (пособия, сборники упражнений), а также журналы и дневники имеют возможность находиться в режиме онлайн. Вместо привычных тетрадей задания станут выполняться студентами на компьютерах и планшетах. Профессия преподаватель будет упразднена: студенты могут сами изучать материал по обучающим программам, которые будут проверять, как усвоены знания. Цифровизация облегчает процесс обучения и делает его более удобным и доступным, как для студентов, так и для преподавателей.[2]

Еще одним важным направлением цифровизации образования является воспитание у студентов стремления к саморазвитию. Принцип непрерывного образования в течение жизни предполагает, что студент осознает его необходимость, овладевает знаниями не из-под палки, а потому что хочет и умеет учиться. Понятно, что новые подходы, ориентированные на развитие таких навыков, рождаются в самой системе образования, а затем поддерживаются и масштабируются государством.

При этом, можем обозначить некоторые преимущества при внедрении цифровых технологий, а именно:

  1. Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу студент поймет, что он сам должен стремится к знаниям.
  2. Отсутствие бумажной волокиты. Студентам приходится носить сразу несколько учебников и тетрадок, которые занимают значительное место и много весят в сумке. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.
  3. Экономия. Так как цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии необходимо будет заменять на новые только в случае поломки старой техники.
  4. Упрощение работы педагогов. Профессия педагога считается одной из самых сложных. На воспитание юных умов тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа педагога подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому развиваются студенты. Студенты обращаются к нему лишь в спорных ситуациях.
  5. Шаг в будущее. Переход к цифровому образованию — это значимый этап к созданию Интернет-технологий. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет студентам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем. [4]

Назовем также и проблемы, которые возникают при внедрении цифровых технологий в образовательный процесс. Это:

  1. Риск отрицательного результата. Эти изменения будут кардинальными. Нет возможности точно сказать: будет ли такое новшество положительным. Данная система применится впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.
  2. Отсутствие творчества. Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Даже взрослым людям рекомендуется создавать свои записи с небольшими корректировками. Это также способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер.
  3. Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.
  4. Плохая социализация. Когда студент приходит в образовательное учреждение, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Студент тут же попадает в другой социум, где никого не знает. В учреждении он получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.
  5. Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.
  6. Абсолютный контроль. Это относится к студентам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: студент не сможет ничего скрыть от взрослых.
  7. Функция педагогов. После цифровизации понятие педагог будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы. [3]

Подводя итог, можно сказать, что цифровизация общества воспринимается, как и многие современные тенденции, двояко. Главные достоинства явления – это простота и точность получения услуг и товаров, автоматизация рабочих процессов, сведение к минимуму влияния человеческого фактора. Цифровизация помогает избавиться от обилия бумажной документации, благодаря хранению данных в электронном формате. Она способствует более выгодному ведению бизнес-процессов, экономии на рабочей силе, возможностям анализа и прогноза. Сложно недооценить ее преимущества в области образования, медицины, сельского хозяйства, научных разработок. С другой стороны, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс способствует ухудшению здоровья студентов, снижению умственной активности, плохой социализиции студентов, изменению роли педагогов.

Список источников:

  1. Волгин Ю.Г., Шлее И.П. Отдельные вопросы разработки профессиональной пробы // Профессиональное образование в России и за рубежом – 2018. – № 1 (29). – с.149-153.
  2. Гнатышина Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты / Е.В. Гнатышина., А.А. Саламатов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. – № 8 (12). – с.19-24.
  3. Кудлаев М. С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (41). — с. 3-7.
  4. Розина И.Н. Цифровизация образования [Электронный ресурс], режим доступа: , дата обращения 12.10.2020

Шлее И.П., Волгин Ю.Г. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции у студентов как фактор успешности их профессиональной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом – 2 (22) – 2016. – с.144-149.