Актуальные проблемы источников финансового права
Актуальные проблемы источников финансового права
Actual problems of sources of financial law
Балданова Дарима Дугаровна
Baldanova Darima Dugarovna
студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
baldanova16 @mail.ru
Власова Елена Львовна
Vlasova Elena Lvovna
к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск
vlasovael1963@gmail.com
Аннотация. В статье приведен анализ актуальных на сегодня проблем важнейшей отрасли публичного права, а именно, финансового права. На основе исследования научных трудов и публикаций поднимается вопрос судебного прецедента как источника финансового права.
Annotation. In this article presents analysis of actual problems of the most important branch of public law such as financial law. Based on research of scientific papers and publications raised the issue of judicial precedent as a source of financial law.
Ключевые слова: финансовое право, источник права, судебный прецедент.
Key words: financial law, source of law, case law.
Современное финансовое право как наука находится в стадии постоянного активного роста и развития. Нельзя пренебрегать важностью этой отрасли права, как для государства, так и для общества в целом. Несмотря на то, что финансовое право является публичной отраслью права, обеспечивая функционирование государственного аппарата и решение основных задач стоящих перед государством с точки зрения финансирования всех областей, оно непосредственно затрагивает права граждан, общественную жизнь и развитие общества.
Финансовое право как самостоятельная отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства в определенный период времени. Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач. [1]
Финансовое право, устанавливая совокупность норм, сосредоточенных в различных нормативно-правовых актах, регулирует и воздействует на определенные общественные отношения, составляющие ее предмет. Предметом финансового права, по мнению профессора Химичевой Н. И., являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. С этим мнением нельзя не согласиться. Оно отражает действительную значимость органов государственной власти и органов местного самоуправления в финансовой деятельности.
Определившись со значением и предметом науки, необходимо перейти к рассмотрению не менее важного вопроса. Этот вопрос широко поднимался в доктрине и был освещен в различных учебниках. До сих пор не сформировано единообразное представление об источниках финансового права. Признание традиционных источников, несомненно. К ним относится Конституция РФ, федеральные законы, а также Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ. Нормы финансового права влияют на бюджетную систему с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, обеспечивающих финансирование потребностей страны в целом и ее территориальных подразделений. Конечно, не стоит забывать про указы Президента и постановления Правительства РФ, локальные нормативные акты. Особым значением и темой моего анализа является положение решений Конституционного суда РФ по вопросам связанным с финансами в качестве источника финансового права. Свежий взгляд на эту тему был привнесен Н.И. Химичевой, которая подчеркнула роль и значение такого источника права.
В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных норм не конституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности, в НК РФ.
Однако, в Налоговом Кодексе несмотря на его объем, мы не находим положения о решениях КС РФ в качестве источника права. Они не входят в систему законодательства о налогах и сборах. Так в соответствии со ст.1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах и СВ. [2]
Как мы видим, значение этого источника вызывает недопонимание. Решения КС РФ используются для толкования очень многих вопросов, связанных с налоговым законодательством. В частности Постановление КС РФ от 11.11.97 № 16-п устанавливает основные признаки налога. Налог взимается на основе индивидуальной безвозмездности. [3] Еще один из многих примеров касается течения срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений. При этом в соответствии с позицией КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 9-П, течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения. [4]
КС РФ играет очень большую роль в правовой культуре и нормотворчестве. Его решения раскрывают основные начала законодательства о налогах и сборах, определяют последовательность проведения налоговой реформы. [5]
Правовая природа актов высших судебных инстанций не определена законодателем, не сложилось однозначного к ней отношения и в теории права. Уже неоднократно выдвигались предложения приравнять судебные акты к источникам права. И в первую очередь это относится к решениям КС РФ.
Достаточно часто, особенно по вопросам, связанным с налогообложением, КС РФ, рассматривая дела о толковании норм Конституции или о конституционности нормативных актов, устанавливает правила, которые сами по себе не являются разъяснениями норм Конституции. А выводы, закрепленные в решениях КС РФ, оказывают существенное влияние не только на правоприменительную, но и на нормотворческую деятельность.
Правовые позиции КС РФ в отношении проблем налогообложения, как правило, выражены в особой форме. КС РФ в ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах толкует конституционные нормы и формулирует основные принципы налогообложения и сборов. В случае если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, КС РФ объявляет эти акты не соответствующими Конституции РФ. Решения КС РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового и финансового права.
Библиографический список:
- Крохина Ю.А. Налоговое право России / Ю.А. Крохина – М.: Норма, 2004. – 112 с.
- Налоговый Кодекс РФ// Доступ. из справ. правовой системы «Консультант Плюс». [дата обращения: 05.12.2017]
- Постановление КС РФ от 11.1197 № 16-п. //Доступ. из справ. правовой системы «Консультант Плюс». [дата обращения: 05.12.2017]
- Постановление КС РФ от 14.07.2005 N 9-П. Доступ. из справ. правовой системы «Консультант Плюс». [дата обращения: 05.12.2017]
- Химичева Н.И. Финансовое право: учебник. / Н.И. Химичева – М.: Норма, 2012.- 752 с.