Анализ нормативных источников, программ, учебной и методической литературы по курсу «обществознание»

Учитель обществознания обязан знать основные положения нормативной базы своей профессиональной деятельности, образовательного стандарта, примерных программ учебно-методических комплексов по предмету, для того чтобы осуществлять грамотный отбор содержания материала к уроку и приемов его изучения

В связи с изменениями, происходящими в российском обществе в целом, потребовалась и коренная перестройка системы образования. Так, 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определил основные принципы и цели современного образования, место государственного образовательного стандарта, а также выдвинул требования к реализации образовательных программ. Так, в соответствии с указанным Законом государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность создания образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с требованиями Закона включают в себя требования:

1)к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

При работе с текстом ФГОС учителю важно найти ответы на вопросы: почему возникла необходимость в разработке содержания нового стандарта? связано ли это с многообразием типов школ? что такое стандарт, каковы его функции, компоненты? каковы основные объекты стандартизации в образовании? на какие методологические подходы опираются авторы при разработке содержания обществоведческого образования? почему основной функцией социально-гуманитарного (обществоведческого) образования является социализация личности? каковы функции и цели этого образования? каковы требования к результатам выпускников по образовательной области «обществознание» предъявляет стандарт? с помощью каких универсальных учебных действий предусматривается овладение учебным материалом? какими могут быть способы и формы проверки требований стандарта к знаниям и умениям учащихся? от чего зависит эффективность реализации требований стандарта? создает ли стандарт возможности для педагогического творчества, применения разнообразных технологий обучения, создания учебных пособий? Аргументируйте свою точку зрения.

Отличительной особенностью нового стандарта (ФГОС) является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

— построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС личностными результатами выпускников, формируемыми при изучении содержания курса но обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; па признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:

• в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

— на использование элементов причинно-следственного анализа;

— исследование несложных реальных связей и зависимостей;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

— поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)’ выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

— объяснение изученных положений на конкретных примерах;

— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию проявляются в сферах:

1) познавательной, включающей:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых базовых понятий для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

2) ценностно-мотивационной, включающей:

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

3) трудовой, включающей:

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

4) эстетической, включающей:

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

5) коммуникативной, включающей:

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Изучение положений стандарта старшей школы позволит будущему учителю выделить приоритетные задачи, которые возможно решить посредством содержания предмета «Обществознание»; определить, изучение каких разделов и тем способствует достижению заявленных в стандарте результатов; сориентироваться, какие приемы и образовательные технологии могут быть использованы для реализации требований стандарта.

Начиная с 1990-х гг. проекты программы обществоведческого курса для 11-го класса были ориентированы на понимание места и роли человека в современном мире, раскрытие его социальных ролей, рассмотрение основных сфер жизни общества, проблем обновления социализма применительно к конкретной сфере общества. В большей части проектов программ учитывались цивилизационный и формационный подходы при формировании знаний учащихся, была ориентация на раскрытие общечеловеческих ценностей (особенно программы, подготовленные авторскими коллективами под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькиным и В. С. Овчинниковым). В этих проектах нашли отражение содержательные линии: человек — природа — общество, экономическая, социальная, политико-правовая, духовно-нравственная сферы общества. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой, придерживаясь названных позиций, развивает и совершенствует содержание курса.

Так, в современной программе выделены следующие содержательные линии (модули): общество как система; человек в обществе; духовная сфера жизни общества; право; социальная сфера; экономика; сфера политики; человек в глобальном мире[1].

Начиная работу с программой, учителю необходимо:

— изучить пояснительную записку к программе и определить, как авторы формулируют цели курса, в каких программах наиболее полно представлены образовательные, воспитательные и развивающие цели курса, проанализировать структуру содержания программы и назвать дидактические принципы построения программы, а также достаточность материала для реализации целей курса;

— назвать основные блоки знаний и определить, насколько авторам удалось решить проблему базового уровня обществоведческого образования.

Важно проследить и обосновать возможности программ в формировании знаний:

— о человеке как единстве природного и социального начал, о его способностях, потребностях, возможностях и интересах;

— о многообразии социальных общностей и особенностях механизма социализации, различных типах общественных связей и отношений, социальных статусах и социальных ролях личности в обществе;

— о различных способах регулирования общественных отношений и поведения личности;

— о целостности общества и соотношении его основных структурных элементов, об основных тенденциях развития общества и его современном состоянии, общественном прогрессе и его критериях, понимании соотношения необходимости и свободы в общественном развитии и деятельности людей;

— о чертах и особенностях развития нашего общества, о его месте и роли в общецивилизационном процессе, возможных перспективах будущего, сущности и значении осуществляемых реформ;

— об основных направлениях общественной мысли прошлого и современности, о различии в подходах и оценках общественных явлений.

Прежде чем перейти к анализу тематического планирования, целесообразно выяснить: что такое тематическое планирование? какова его роль в подготовке урока? какие графы (разделы) включает планирование? какие компоненты целей уроков находят отражение в планировании? почему при подготовке тематического планирования необходим анализ школьной программы и учебника?

При обобщении ответов учащихся целесообразно отметить, что тематическое планированиеотражает содержательные единицы программы, количество часов, отводимое па изучение темы (раздела), позволяет учителю распределить содержание темы по урокам, определить тип, форму урока, его задачи, план объяснения нового материала, включить задания на поиск новых знаний, активизацию познавательной деятельности учащихся, способствующих развитию интереса к предмету, творческих способностей, ценностных приоритетов.

При анализе тематического планирования также определяются:

— соответствие тематического планирования программе курса;

— структура, основные разделы темы, количество часов, которое отводится на ее изучение;

— количество часов, отводимое программой на изучение курса, и количество часов, предусмотренных тематическим планированием (существует ли разница в часах? почему?);

— наличие часов для итогового повторения. Целесообразно также указать оборудование урока и подготовить макет доски.

Говоря о роли учебника обществознания в образовательном процессе, целесообразно рассмотреть требования, предъявляемые к учебнику (по И. Я. Лернеру)[2], а также позицию А. Т. Кинкулькина[3] по этому вопросу.

Требования, предъявляемые к учебнику

ТребованияИх краткая характеристика
ПолнотаВ содержании параграфа должны быть представлены основы научных знаний, все основные факты, понятия, теоретические положения, идеи, необходимые для формирования знаний
ГлубинаРасширение, углубление содержания теоретических знаний от темы к теме, от параграфа к параграфу, установление связей между понятиями
ОперативностьДостаточность материала для применения знаний и умений
ГибкостьНаличие материала для всех видов творческой деятельности
СистемностьКонструирование знаний, взаимосвязанных между собой в единое целое, их последовательное соединение в некоторую органическую целостность, единый блок
СистематичностьПланомерное, регулярное, упорядоченное изложение знаний, наличие заданий, предполагающих прямую и вариативную систематизацию знаний и умений
РазвернутостьПостроение заданий на развертывание теоретических знаний, учебных действий
СвернутостьНаличие материала, заданий для применения знаний, возможность представить их в свернутом виде
ОсознанностьНаличие заданий на понимание существенных и несущественных связей, на получение знаний, а также заданий, позволяющих осознанно применять теоретические знания для познания социальной действительности (фактов, событий, явлений)
ПрочностьПовторение вариативных и сходных заданий в целях непроизвольного и произвольного закрепления содержания учебного материала

Преподавание обществоведческого курса в выпускном классе в большинстве школ ведется по учебнику «Обществознание», подготовленному коллективом авторов под руководством Л. Н. Боголюбова[4].

Для преподавателей обществознания создано около 30 учебных пособий по отдельным социальным дисциплинам, которые послужили основой для модульных курсов. Но ни один из них не может стать составной частью курса обществознания, ибо во всех пособиях превышены объем информации для учащихся и количество часов, отводимых для изучения предмета. Это приводит к пере грузке учащихся. Курсы по экономике, политологии, социологии, философии, нраву, религиоведению не могут заменить интегративного обществоведческого курса, однако пособия по модульным курсам могут быть использованы для углубленного освещения в ходе изучения интегративного курса.

•        [1] См.: Примерные программы среднего (полного) общего образования. Обществознание: 10—11 классы / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Ковать, В С. Королькова. М.: Вентана-Граф. 2012.

•        [2] См.: Лернер И. Я. Роль учебника в руководстве учебно-познавательной деятельностью // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования: Информационный выпуск. 1992. № 2.

•        [3] См.: Кинкулькин А. Т. Проблемы учебника обществознания // Общество-знание в школе. 1999. № 1 ; Он же. Об учебниках истории Отечества в XX в. — нынешних и будущих // Преподавание истории и обществознания. 2001. № 10.

•        [4] См.: Федеральный перечень учебников на 2014/15 учебный год // Преподавание истории и обществознания. 2014. № 6.