Барашева Елена Викторовна, Литвинова Надежда Николаевна Анализ применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Анализ применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Analysis of the application of information and communication technologies in the teaching of social and humanitarian disciplines

 

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Viktorovna

К.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП. Г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Литвинова Надежда Николоаевна

Litvinova Nadezhda Nikolaevna

Преподаватель ГАПО ИО ИКЭСТ, филиал г. Ангарск

nadia161989@mail.ru

Аннотация. В статье приведен анализ применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин.

Annotation. The article analyzes the application of information and communication technologies in the teaching of social and humanitarian disciplines.

Ключевые слова: образование, студент, информационно-коммуникационные технологии, история.

Key words: education, student, information and communication technologies, history.

ФГОС нового поколения выделяет историю как стержень гуманитарных, обществоведческих курсов. История обеспечивает всей системе профессионального  образования необходимый гуманитарный и исторический аспекты, позволяет раскрыть связь разных областей знаний с человеком, их значение для личности и общества в динамике и взаимодействии. Изучение истории формирует у обучающихся методологические знания, важные для изучения других дисциплин, историческое знание,  далеко выходящее за рамки предмета. ФГОС  провозглашает одной из целевых установок следующее: развитие у обучающихся исторического мышления, то есть способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. Поэтому так важно выйти на уровень обучения в режиме коммуникативно-деятельностного взаимодействия обучаемых, в постановке проблемы формирования проектных, исследовательских, информационно-коммуникативных компетентностей в самом процессе обучения. Отсюда, крайне важно научить учащихся взаимодействовать с различными современными источниками информации, анализировать, отбирать и эффективно использовать их достижения. Необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий обусловлена и бурными процессами информатизации современного общества.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающегося. Наблюдаются тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующихся переходом к учению как процессу умственного развития, от ориентации на усредненного обучающегося  к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения. Но информационные технологии наибольший эффект дают лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Следовательно, актуальным становится вопрос о целесообразном сочетании информационных и педагогических технологий и их совместном применении.

Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.

Поэтому внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности.

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации, характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Преподавание истории не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» обучающегося в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильного обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с обучающимся), а также содержащие систему гиперссылок, позволяющую обучающимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность занятия, выйти за рамки программных  учебников, дополнить и углубить их содержание.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний обучающихся, развивать способность обучающихся к самооценке.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

 Интернет является частью информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Преподаватель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.  В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru

Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/. Это библиотека  электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX  вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.

  В Интернете создаются сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: сайт — , посвящен Древней Месопотамии, сайт о Древнеримской цивилизации — http://rome.webzone.ru/, сайт Древнеегипетской цивилизации — http://www.kemet.ru/

На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта: http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm — «Из архивов русской революции», на котором открыты для доступа произведения  руководителей революционного  и «белого» движений.

Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» —  и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/. На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» , созданным Алтайским отделением Федерации интернет-образования.

В процессе подготовки к текущим занятиям учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования. В его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу имеется обширный по тематике и содержанию банк разработок и сценариев уроков, материалов по итогам обобщения опыта учителей и методистов России. [1]

Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете» был осуществлен в Интернете на сайте http://www.hronos.km.ru/. Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира. [2]

На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией.  Наиболее полно такие коллекции  представлены на сервере фирмы «Клио — софт» http://www.history.ru,  и на сайте исторического факультета МГУ. 

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные, модульные, субъектно-диалоговые в виде дебатов, дискуссий, метода «мозгового штурма» и другие. [3]

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует освоения и во многом авторской разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Молодым специалистам следует обратить внимание на то, что существует острый дефицит методической поддержки уже созданных цифровых образовательных ресурсов обучения и оценки его результатов. Методика использования электронных учебных пособий еще во многом создается. [4]

В последнее время сформировались отдельные критерии для определения оценочных показателей для современного нетрадиционного урока.

В качестве исторического источника, предназначенного для анализа (например, историческая фотография допускает вопросы по определению эпохи, социальной принадлежности запечатленных на ней людей, отношения автора к запечатленным событиям и т.п.). [5]

Уровни внедрения ИКТ в профессиональную деятельность преподавателя определяются тем, насколько творчески и системно педагог готов использовать ИКТ в обучении своему предмету. Здесь можно выделить следующие уровни компетентностей:

  1. Уровень совершенствования и развития навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.
  2. Уровень умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.).
  3. Уровень ознакомления с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе.
  4. Уровень владения методиками преподавания истории с использованием ИКТ.
  5. Уровень творческой апробации, совершенствования, индивидуальной адаптации имеющихся методик и создания собственных авторских разработок, программ, мультимедийной образовательной продукции.

Компетентности программно-методического блока включают наличие умений осознанного использования современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ПК на всех этапах учебного процесса, мультимедийными учебными и справочными пособиями.

  1. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия и организации промежуточного контроля по предмету (по истории).

Библиографический список:

  1. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2003.
  3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
  4. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Полат Е. С. и др. Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.