Андреева Л.В. Эстетическое воспитание молодёжи


Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Эстетическое воспитание молодёжи

Aesthetic education of youth

 Андреева Лариса Васильевна

Andreeva Larisa Vasilyevna

преподаватель ОГБПОУ УОМК им. Шобогорова М.Ш., пос. Усть-Орда

uo-med@irmail.ru

Аннотация.  В статье рассматриваются различные аспекты эстетического воспитания молодежи.

Annotation. In the article various aspects of aesthetic education of youth are considered.

Ключевые слова:  молодежь, общество, эстетическое воспитание.

Key words: youth, society, aesthetic education.

 

Термин эстетическое воспитание связан с понятием эстетика (от греч. aisthesis – ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. [1]

Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. Как невозможно представить себе человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить культурного человека без развитых эстетических взглядов.

Система эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя и в окружающей действительности, и она должна быть прежде всего единой, объединяющей все средства искусства.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико – ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении, и конечно,  в искусстве.

Говорят, что театр начинается с вешалки, а в нашем колледже и учеба,  и работа начинаются с улыбки и добрых слов приветствия студентов, преподавателей, сотрудников друг другу. Большую роль в развитии чувства прекрасного играет и внешний вид преподавателей и студентов, да и всего помещения в целом. Кто бы ни посетил наш колледж, отмечает, что наши преподаватели и студенты особенные: всегда опрятны, красивы, доброжелательны, внимательны друг к другу и гостям. Аудитории и кабинеты всегда в идеальном порядке, а в дополнение к чистоте хорошая, удобная современная мебель. Говоря о красоте, хочется привести пример трактовки этого понятия, принадлежащий В.П. Острогорскому. К «красивому» он относил внешнее – то, что приятно ласкает глаз и ухо, доставляет удовольствие. Эту способность  – ощущать внешнюю красоту предметов, явлений без проникновения в их сущность – он считал первой, низшей ступенью эстетического развития. А вот «прекрасное» – красота   высшая , духовная. Прекрасное доставляет человеку не только удовольствие от созерцания внешних форм, но дает духовное наслаждение, возбуждает ум, волю, чувство, действует на человека так, что все его духовное существо становится просветленнее. Не только способность чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, но, главное,  поступать прекрасно педагог относил ко второй, высшей ступени эстетического развития человека. [2]

Сочетать «красивое» и «прекрасное» – одна из главных задач воспитательной работы преподавателя в нашем учебном заведении. Так, например, много внимания уделяется подготовке и проведению внеклассных мероприятий  – Новый Год, Мисс-колледж, литературных конференций к знаменательным датам, КВН. Наши студенты занимаются в кружках танца, песни. Все они призваны выявить способности и таланты каждого студента, помочь ему раскрыть свою индивидуальность.  Задачи эстетического воспитания связаны с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.

Эстетическое воспитание способствует формированию всесторонне развитой личности, нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. В процессе формирования эстетического отношения к действительности у студентов развивается эстетическое сознание, которое позволяет судить о степени эстетической культуры человека. [3]

Эстетическая культура служит показателем уровня эстетического развития и воспитания студента. По своей сущности человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру. Под эстетической культурой личности следует понимать определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности.

Культура человека может выражаться в слове или жесте, в математической формуле или в историческом трактате. Но главным способом выражения является трудовая деятельность, так как именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. А также труд является фактором возвышения и развития личности. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность. [4]

Сегодня в образовательных учреждениях существует проблема организации эстетического воспитания студентов, поэтому основными задачами учебных заведений по формированию у студентов эстетического отношения к действительности будут являться:

– формирование способности у студента воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей и самой природы;

– развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

– вооружение знаниями, а также привитие умений и навыков в области видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова;

– развитие творческих способностей, умений и навыков у студентов чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

– развитие понимания красоты в человеческих отношениях, желание вносить красоту в быт.

В учебно-воспитательном процессе преподаватель должен обеспечить становление такой личности студента, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Средствами эстетического воспитания в колледже могут являться организация и проведение таких мероприятий, как:

– посещение театра;

– экскурсии в музеи;

– походы на природу;

– конкурсы фотографий, рекламных роликов;

– студенческие мероприятия;

– научно-практические конференции;

– социально значимые проекты на актуальные проблемы современности.  Воздействие этих средств на студентов будет способствовать не только расширению их умственного кругозора, а также самореализации творческих способностей и укреплению эстетической позиции.

Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству и к жизни в целом. Оценивая роль эстетического воспитания в развитии студентов, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Таким образом, эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Список источников:

  1. Краткий словарь по эстетике: кн. для учителя под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 2003, с. 248.
  2. Куренкова Р.А. Эстетика: учеб. для студентов вузов. – М.: Издат. ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003, с. 480.
  3. Единство средств, форм и методов в системе эстетического воспитания студентов: сб. статей под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: «Высшая школа», 2010, с. 236.
  4. Федькина Т.А. «Проблема эстетического воспитания студентов в педагогическом колледже»/ СПО. №7, 2006, с. 14-17.