Андреева В.Ю. Основные проблемы бюджетной системы и политики бюджетного федерализма Российской Федерации

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Основные проблемы бюджетной системы и политики бюджетного федерализма Российской Федерации

The main problems of the budgetary system and the policy of budgetary federalism of the Russian Federation

 Андреева Валентина Юрьевна

Andreeva Valentina Yur’evna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

andreevavalyua@mail.ru

Аннотация: В данной статье раскрыта сущность бюджетной системы и политики бюджетного федерализма Российской Федерации. Приведены актуальные проблемы, которые необходимо решить.

Annotation: The essence of the budgetary system of the Russian Federation is disclosed in this article. The actual problems that need to be solved are given.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджет, бюджетный  федерализм.

Keywords: budget system, budget, budgetary federalism.

 

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. Это главное звено финансовой системы государства. Для начала раскроем понятие бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6 Бюджетного Кодекса РФ). [1] С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджете падают духовность, нравственность и культура в обществе.

Условно принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. В Конституции Российской Федерации закреплено федеративное устройство государства. [2] Соответственно, федеративной бюджетной системе присуще высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов, при соблюдении единства общегосударственных интересов. А на деле в стране прослеживается унитарная бюджетная система. К ней относится высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, и связана со многими сферами жизни, деятельностью государства и его населения. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила примером современной бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджетная политика с 2005 года называется политикой бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – значит управление публичными финансами основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий, в области формирования и расходования бюджетных средств. При сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. Основная задача бюджетного федерализма заключается в выборе конкретных экономических и политических условий, наиболее эффективной модели бюджетных отношений. Для этого необходимо четко и на постоянной основе распределять расходные обязательства между уровнями власти, закреплять соответствующие им источники финансирования, сформировать эффективную систему оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам, что может решиться с помощью межбюджетных трансфертов. Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной системы России в соответствие с принципами бюджетного федерализма. Многие принципы бюджетного федерализма не в полной мере реализуются на практике. К примеру: принципы единства бюджетной системы; адресности и целевого характера использования бюджетных средств; сбалансированности бюджетов; эффективности использования бюджетных средств. Становление современной бюджетной системы страны еще далеко не завершено, все еще имеются существенные недостатки. На данный момент подвергаются обоснованной критике основные ее элементы: нормативно — правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно  и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов.

В числе основных проблем, требующих разрешения нужно выделить такие:

− приведение к единому балансу бюджетов разных уровней;

− оптимизация структуры статей доходов и расходов бюджетной системы;

− обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;

− совершенствование налоговой системы;

− совершенствование нормативно-правовой базы, фиксирование механизма перехода расходов вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет бюджетной системы;

− оптимизация бюджетной системы на базе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса. [3]

Также проблемой бюджетного федерализма являются взаимоотношения между государством и его гражданами посредством организации рационального движения финансовых потоков в стране, это в полной мере должно отражаться в федеральном законе о бюджете. Соответственно, выход из экономического и финансового кризиса, сохранение и укрепление территориальной целостности государства предполагают создание и осуществление со стороны государства активной экономической и финансовой политики. Не стоит забывать, что экономический потенциал государства создается в регионах, поэтому сегодня для России проблема самодостаточности экономического и налогового потенциала становится главной. Именно на решение этой проблемы должны быть нацелены установление межбюджетных отношений и формирование бюджетного федерализма.

Исходя из недостатков бюджетов, политики бюджетного федерализма в целом, очевидно, что бюджетная система РФ сложна, нерациональна, неэффективна, и с этой точки зрения ее необходимо совершенствовать путем решения  проблем. Бюджеты никоим образом не только не увязаны в единой системе, но и с условиями развития территориальных образований в социально-экономической сфере и по своей сути являются неслаженными, только формально составляющими единую бюджетную систему.

Основная часть денежных ресурсов РФ сосредоточенна не в территориальных бюджетах, где решается основная часть социально-экономических задач общества и государства, а в федеральном бюджете и лишь затем в виде межбюджетных трансфертов неравномерно перечисляются в территориальные бюджеты, создавая встречные потоки денежных средств.

В заключении хочется отметить, что нужно усовершенствовать существующую систему, разработать какие-то новые методы, подходы, принципы, модели, алгоритмы и с их помощью обосновать оптимальную структуру бюджетной системы и взаимосвязи между ее элементами.

Список источников:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  3. Ильясов М. М. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации//Молодой ученый. — 2016 — № 18, с. 42-45.