Основные проблемы и особенности финансового контроля в Российской Федерации

Основные проблемы и особенности финансового контроля в Российской Федерации

The main problems and peculiarities of financial control in the Russian Federation


Андреева Валентина Юрьевна

Andreeva Valentina Yur’evna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

andreevavalyua@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье раскрыты понятие и задачи финансового контроля в Российской Федерации. Приведены актуальные проблемы, которые необходимо решить.

Annotation: This article describes the concept and objectives of financial control in the Russian Federation. Given actual problems that need to be addressed.

Ключевые слова: финансовый контроль, финансовый мониторинг, финансовая деятельность.

Keywords: financial control, finance, financial activity.

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, необходимым фактором является финансовый контроль. Актуальность данной темы обусловлена тем, что нынешняя система финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает основной предпосылкой качественного преобразования процесса экономики в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Понятие финансового контроля заключается в следующем — это властные действия компетентных субъектов по проверке законности и эффективности финансовой деятельности в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Также в процессе финансового контроля проверяется не только законность, но и целесообразность, эффективность финансовой деятельности, в этом и состоит основное отличие финансового контроля от надзорной деятельности.

Органы финансового контроля должны выполнять следующие задачи:

— Проверка полноты и своевременного поступления доходов.

— Проверка правомерности и достоверности финансовых операций, финансово-хозяйственной деятельности в целом.

— Проверка целевого расходования бюджетных средств.

— Проверка эффективного использования государственными организациями находящихся в их распоряжении денежных ресурсов.

— Проверка выполнения частными лицами финансовых обязательств перед государством.

— Выявление финансовых и экономических резервов.

— Выявление и пресечение финансовых правонарушений.

— Профилактика финансовых правонарушений.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяется не только на предприятия, организации, учреждения, но и на органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Контрольные мероприятия жестко затрагивают права и свободы человека. Поэтому все аспекты облекаются в правовую форму, нарушать, которые недопустимо. В процессе финансового контроля большое внимание уделяется различного рода гарантиям прав и законных интересов лиц, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется.

На основе данных задач, можно выделить основные проблемы финансового контроля. В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в Российской Федерации характеризуется несогласованностью и отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с несформированностью целостной системы контроля за государственными финансами.

Кроме того, действия органов финансового контроля не скоординированы. Полномочия по проведению проверок целевого и эффективного использования государственных средств ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (ФНС, ФТС, ФК, РАР, Счетная палата и ее подразделения КРУ и КРО) как правило, повторяют друг друга. Между тем абсолютное большинство контрольных органов имеют достаточно специфические задачи, и поэтому их сфера деятельности ограничена. [2]

Таким образом, можно говорить, что слабым звеном в организации системы государственного финансового контроля является недостаточно проработанная нормативно-правовая база, имеющая ряд недостатков, в числе которых: неопределенность полномочий государственных органов, наделяемых контрольными функциями; нечеткость круга объектов контроля; неопределенный порядок реагирования объектов контроля на выявленные нарушения. Проводимая в России в этом направлении работа пока не имеет четких ориентиров и в результате недостаточно эффективна. В то же время в стране продолжают развиваться и укрепляться органы государственного финансового и негосударственного (аудиторского и общественного) контроля. Единая концепция осуществления финансового контроля отсутствует до сих пор. Отдельные элементы финансового законодательства встречаются в статьях Конституции, но они не складываются в целостную систему. Вопрос о финансовом контроле и органах, его осуществляющих, затронут лишь в п. 5 ст. 101 Конституции. [3] Также в Бюджетном кодексе РФ нет четкого перечня органов, осуществляющих финансовый контроль, даются лишь виды контроля, также упоминается лишь Счетная палата Российской Федерации. [1]

Следовательно, одной из решения проблем может являться потребность разработки и принятия соответствующей законодательной базы, и важную роль здесь должен сыграть федеральный закон о государственном финансовом контроле. Необходимо уточнить отдельные его положения, предусмотрев методологически определенное понятие о государственном финансовом контроле, формулировку видов выявляемых недостатков и нарушений, а также принимаемых по ним финансовых санкций, мер привлечения к ответственности виновных лиц.

Также,  ключевым инструментом финансового контроля может являться финансовый мониторинг, так как мониторинг помогает выявлять финансовые операции, подлежащих обязательному контролю и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов полученных преступным путем. [4] Одним из важнейших звеньев системы финансового контроля стал финансовый мониторинг, чьи функции направлены на постоянное, систематическое наблюдение в сфере образования, распределения и использования денежных средств государства, органов местного самоуправления и иных хозяйствующих субъектов с целью рационального использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики для ее безопасности и стабильного развития. В условиях глобализации экономики, подверженной действию множества непредсказуемых факторов, финансовый мониторинг, может внести существенный вклад в управление финансами и обеспечение всеобщей безопасности, как внутри страны, так и на международном уровне. Финансовый мониторинг стал неотъемлемой частью экономической сферы, особенно в последние годы. Это обусловлено, с одной стороны, значительным увеличением коммерческо-финансовых организаций, с другой, наметилось очевидное желание государственных структур иметь чёткое представление об экономической деятельности частных учреждений в нашей стране. Именно эту задачу и призваны решить меры по ужесточению финансового мониторинга.

В заключении хочется отметить, что нужно усовершенствовать существующую систему, разработать какие-то новые методы, подходы и с их помощью обосновать оптимальную структуру финансового контроля, так как системного правового регулирования в области финансового контроля нет.

Библиографический список:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления// Финансовое право. 2003. № 2. С. 11.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».