Андропов В. В., Афанасьева М.Ю., Барашева Е.В.Преимущества и недостатки представительной демократии

Преимущества и недостатки представительной демократии

The advantages and disadvantages of representative democracy

Андропов Вадим ВладиславовичAndropov Vadim Vladislavovich

студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

andropov.vadik@yandex.ru

Афанасьева Марина Юрьевна

Afanasyeva Marina Yurievna

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

marina_afanaseva_1996@inbox.ru

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Victorovna

К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Аннотация. В статье раскрывается  понятие «представительная демократия». Рассматриваются преимущества и недостатки «представительной демократии»

Annotation. The article reveals the notion of «representative democracy». The advantages and disadvantages of «representative democracy».

Ключевые слова: понятие, характеристики, формы, преимущества, недостатки, демократия, представительская демократия

Keywords: concept, characteristics, forms, advantages, disadvantages, democracy, representative democracy

На сегодняшний день в России идёт процесс формирования демократического государства, для которого общечеловеческие ценности и международные права являются приоритетными. Вопрос формирования государственных и представительных органов в России, так же порядок проведения выборов интересуют юристов и политологов и многих других интересующихся Российским правом.  Главной проблемой является обеспечение подлинной свободы  воли волеизъявления – этим определяется актуальность данной проблемы. Так же она обуславливается вопросами к процедуре выборов.

Разберёмся, что же такое демократия? Это политический режим, который дает большой объём гражданских и политических прав человека, прямое или косвенное участие граждан в формировании органов государственной власти. В Российской Федерации основы демократии закреплены в основном законе – конституции Российской Федерации и в международных правовых актах. [1] Непосредственным выражением власти народа являются выборы и референдум, что установлено в третьей статье конституции Российской Федерации, также говорится о праве каждого избирать и быть избранным в органы государственной власти. Данный вопрос регулируется не только Конституцией Российской Федерации, но и федеральным законодательством «О Референдуме». [2] Представительная демократия в широком смысле включает все выборные государственные институты, как законодательные, так и исполнительные; при узком толковании термина — выборные органы парламентского типа на общенациональном и на региональном уровне, которые и ноcят название представительных.

Конституция РФ 1993 г. предусматривает условия представительной демократии: выборность соответствующих органов, всеобщность избирательного права, предоставление гражданину права избирать и быть избранным. Важнейший орган представительной демократии — Федеральное Собрание РФ. В субъектах федерации избираются свои представительные органы, носящие различные наименования и наделенные широкой компетенцией. Они самостоятельны, но должны действовать в рамках Конституции РФ и федеральных законов, например «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [3]

Преодолению недостатков служат теории и практическая реализация представительной демократии. Ею предполагается компетентное и ответственное представительное управление перед народом с помощью избранных представителей, являющихся депутатами, делегатами, членами бюро и иных представительных органов.

С помощью представительной демократии возможна более чёткая реализация принципа ответственности на всех уровнях власти и государственного управления, принцип соучастия граждан, хоть и отходит на второй план, но в целом не отвергается, так как без признания народом источника и высшим контролёром власти демократия невозможна. Народом своя воля выражается непосредственно в процессе выборов и в делегировании своих полномочий депутатами. Отношения между народом и его представителями построены на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенции органов выборной власти. Представительная демократия выражается в развитии парламентаризма, разного рода представительства, в выборах президента как представителя народа.

Разновидности теорий представительной демократии представлены концепциями элитарной, системной и корпоративной демократий.

В силу теории элитарной демократии реальная власть должна быть отдана политической элите, а народ должен обладать правом периодического, электорального контроля за её составом. В данном случае демократия сводится к способу образования власти, превосходство которого в сравнении с иными формами правления заключается в осуществлении мероприятий, представленных обеспечением гласности, конкурентной борьбы элит и их сменяемости в процессе всенародных выборов.

Элитарная демократия связана с процессом создания наиболее эффективных механизмов рекрутирования результативной, действенной элиты, над которой осуществляется контроль народа.

Сторонниками корпоративной демократии она рассматривается в виде преимущественно согласительного, неконкурентного правления руководителей крупных производственных корпораций наёмных работников и предпринимателей. При этом корпорации получают право на представление всех работников той или оной отрасли взамен на некоторые самоограничения. Корпоративистами отрицается конкуренция элит и на её место ставятся консенсуальные методы принятия решений.

Стоит сказать, что реальная практика корпоративизма нашла широкое применение в процессе регулирования социальных отношений – в вопросах оплаты и охраны труда, продолжительности рабочего времени, социального обеспечения сплочённых социальных групп (к примеру, военных, спецслужб, добившихся определённых привилегий). Однако он не может распространяться на всё государственное устройство, так как может ущемлять права индивида в пользу крупных объединений бюрократии.

Представительной демократии, как и всему на свете, присущи свои достоинства и недостатки. Среди её главных достоинств стоит выделить, во- первых, гарантирование большой политической стабильности, порядка, ограждает общество от сиюминутных массовых увлечений, приходящих настроений, идеологического иррационализма, эгалитарных (государственных, общенародных) устремлений широких слоев народа. Также ей обеспечивается рациональная организация политической системы с чётким распределением труда, наиболее высокой, по сравнению с прямой демократией, компетентностью, компетентностью и ответственностью лиц, которыми принимаются решения. Недостатки представительной демократии нашли своё отражение в фактическом отстранении народа от власти в промежутках между выборами, тем самым отходя от демократии. Также ей порождается сложная иерархическая система управления, бюрократизация  и олигархизация власти, отрыв депутатов и чиновников от народа. А также происходит порождение приоритетного влияния на политику более сильных групп интересов и появление возможности подкупа. Усиливается нарастание в государстве авторитарных тенденций в силу постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью. Легитимность власти становится слабой в силу отчуждения её от народа. Происходит ущемление  политического равенства возможностей участия всех в управлении, принятии решений. И вследствие этого появляется возможность манипулирования мнением народа.

Современный этап развития системы местного самоуправления в России характеризуется более широким внедрением в жизнь начал представительной демократии, расширении автономии, политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в процессе решения вопросов местного значения.

Осуществление расширения участия граждан в жизни государства на основе принципов выборности, без сомнений, является непреходящей политико-правовой ценностью, является одним из важнейших элементов укрепления демократии, а вследствие этого способствует гармонизации взаимоотношений власти и общества.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ
  3.   Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ  // СЗ РФ. — 2003.
  1. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г.
  2. О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г.
  3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. М.; Ростов н/Д, 2005.
  4. Алексеев С.С. Философия права. М., 2009.
  5. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Н.С. Бондаря. М., 2002