Антонова Ю.А., Власова Е. Л., Матинова Н.С. К вопросу о значение фонда обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

К вопросу о значение фонда обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

On the issue of the importance of the compulsory health insurance fund of the Russian Federation

 Антонова Юлия Александровна

 Antonova Yulia Aleksandrovna

 студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

antonova_yuli_97@mail.ru

Власова Елена Львовна
federal Vlasova Elena Lvovna  
К. п. н., доцент ВСФ  оссийской ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутска

vlasovael1963@gmail.com

 Матинова Наталья Сергеевна

Matinova Natalia Sergeevna

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Natalek_matinova@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию роли института фонда обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Был проведен анализ значения фонда для современного общества, а также рассмотрены некоторые проблемы, связанные с его деятельностью.

Annotation. This article is devoted to the study of the role of the Institute of Mandatory Medical Insurance Fund in the Russian Federation. An analysis of its significance for modern society was conducted, and also some problems connected with the activities of this fund were considered.

Ключевые слова: фонд обязательного медицинского страхования, бюджетное устройство.

Keywords: fund of obligatory medical insurance, budget device.

Законодательство Российской Федерации не содержит четкого определения бюджетного устройства государства как элемент его правового статуса. В связи с чем сложно установить связь между фондами и бюджетным устройством. Однако при подробном изучением категории «бюджетное устройство» можно увидеть прямую связь между конструкцией бюджетного устройства и, например, таким фондом, как Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.         

На основе анализ содержания раздела 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) можно сделать вывод о том, что под понятием бюджетное устройство законодатель понимает совокупность характеристик государства: бюджетную классификацию, бюджетную систему и ее принципы. [2] Бюджетная система как элемент бюджетного устройства включает в себя следующие компоненты с территориальными бюджетами бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Под фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) понимается внебюджетных фонд, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ N 4543-I.

ФОМС существуют на федеральном уровне, и на региональном, так называемые территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Таким образом, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные аналоги, и их бюджеты – одна из важнейших составных часть бюджетного устройства современного российского государства, так как создание данных фондов напрямую связанно с обеспечением здоровья населения.

Необходимо отметить значимость создания ФФОМС, которое позволяет более организованно расходовать государственные ресурсы, подвергая их жёсткому контролю и создавая гарантии наиболее эффективного сосредоточения средств для финансирования особо важных затрат – расходов социальной значимости, в частности: выплаты пенсий, охраны здоровья граждан, стабилизации демографической ситуации в стране и т.п. Целью создание ФФОМС так же является исполнением положений  Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно ст. 41 Конституции РФ «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». [1] Так в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Если рассматривать бюджет ФФОМС как особую материальную категорию, он представляет собой государственный централизованный денежный фонд, сформированный вне федерального бюджета и имеющий особое целевое предназначение – охрана здоровья граждан, как публично-правовая категория. Иными словами, бюджет ФФОМС выступает одной из форм реализации общественных интересов в сфере социального обеспечения, что непосредственно создаёт финансовую основу для осуществления государством социально-экономической функции. [3] Бюджет ФФОМС разрабатывается и утверждаются в форме федерального закона, а бюджет регионального фонда принимается в форме закона субъекта РФ. Разрабатываются такие законы в соответствии со статьей 145 БК РФ, а именно в данной статье закреплены положения относительно аспектов создания проектов бюджета государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, которые составляются органами управления фонда, далее такие проекты представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для того чтобы внести в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов». [2]

В проекте бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период должны быть указаны доходы и расходы. Так в основе функционирования бюджета ФФОМС лежит два основных процесса: формирование доходов и расходование средств, сосредоточенных в бюджете фонда. Образование доходной части ФФОМС происходит за счет следующих составляющих: страховые взнос, доходы от использования временно свободных средств, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы, средства, поступившие от иных источников.

Расходы ФФОМС состоят из затрат на финансовое обеспечение его задач и функций, а также затраты на текущую деятельность фонда. Например, на расходы связанных с обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования; расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках программы обязательного медицинского страхования; расходы на выполнения целевых программ по оказанию медицинской помощи.

Необходимо отметить, что в бюджет государственных внебюджетных фондов могут поступать денежные средства, которые перечислены в числе доходов фонда, так же и расходы из бюджета производятся строго на затраты, предусмотренные нормативно-правовыми актами. В связи с чем, одной из наиболее острых проблем в настоящее время является нехватка денежных средств на покрытие расходов, а также неэффективное использование доходов. В результате чего страдает система здравоохранение, как следствие снижается качество оказываемых услуг, либо они приобретают платный характер. Для сбалансированного бюджета нужно стремится распределять средства так, чтобы расходы были соразмерны доходам. [4]

Бюджет ФФОМС является важным элементом бюджетного устройства российского государства, так как данное звено носит не только бюджетное политический характер, но и представляет собой предмет заинтересованности граждан, ожидающих от государства достойного медицинского обслуживания. При этом законодателем не определенно соответствующим образом функции государственных органов по контролю за поступлением, использованием финансовых средств. Таким образом, остро встает проблема точности информации о поступающих и расходованных государственных средствах системы обязательного медицинского страхования. Для решения проблемы установление функций государственных органов по контролю за поступлением, использованием финансовых средств, требуется создание и внедрение нормативно-методических актов, касающихся оценки результатов работы органов и учреждений здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования, разграничения функций и ответственности субъектов медицинского страхования.

Также злободневной проблемой остается и то, что в России существуют региональные различия в финансирование обязательного медицинского страхования, а финансовое выравнивание не дает должных результатов. Итогом становится нарушение прав граждан на равные гарантии в сфере медицинской помощи, поскольку различия в финансирование регионов может превышать в 10, а то и в 15 раз. Решением данной проблемы может послужить выравнивание возможностей субъектов Российской Федерации путем реализации программ обязательного медицинского страхования, которой на сегодняшний день не хватает большей централизации денежных ресурсов, которые в дальнейшем будут распределены между дотационными регионами.

Резюмируя вышеизложенное, в соотнесении с бюджетным устройством России ФФОМС можно характеризовать следующим образом. ФФОМС это государственный внебюджетный фонд, существующий уже 25 лет и имеющий бюджет целевого назначения, сформированный вне федерального бюджета, предназначенный для реализации конституционных права граждан на охрану здоровья, медицинское страхование, и медицинскую помощью.

ФФОМС имеет огромное значение для правового общества, так как предназначен для финансирования медицинского обслуживания граждан, представляя собой связующее звено между бюджетным устройством государства, сферой здравоохранения и медицинским обслуживанием.  В связи с тем, что данный фонд направлен на усиление заинтересованности и ответственности застрахованного лица, государства, а также учреждения, предприятий, организации в области охраны здоровья работников, необходимо устранить выявленные пробелы в его организации и деятельности.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N6 – ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 – ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – N237.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 17 июля 1998 года, в ред. федер. закона от 03.08.2018 N 328-ФЗ, по состоянию на 11 октября 2018 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N31. – 3823 с.
  3. Дрошнев В.В. Обязательное медицинское страхование в России. – 2016. – с. 79.
  4. Лазарева Е.В. Формирование и использование средств федерального фонда обязательного медицинского страхования. – 2018. – N6. – с. 5.