Антонюк Я. С., Игнатьева И. В. Спорт и допинг: некоторые правовые аспекты

Спорт и допинг: некоторые правовые аспекты

Sports and doping: some legal aspects

Антонюк Яна Сергеевна

Antonyuk Yana Sergeevna

Студентка  ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

ianaantoniuk@yandex.ru

Игнатьева Ирина Валентиновна

Ignatyeva Irina Valentinovna

к.э.н.,  доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

irina.090@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные подходы к борьбе с допингом в спорте, анализируется правовой аспект проблемы.

Abstract. This article examines modern approaches to fighting doping in sport, analyzes the legal aspect of the problem.

Ключевые слова: допинг, спорт, олимпийские игры, Международный олимпийский комитет, спортивные федерации, дисквалификация спортсмена, санкции, запрещенные медицинские препараты.

Keywords: doping, sport, Olympic Games, International Olympic Committee, sports federations, athlete’s disqualification, sanctions, illegal medications.

Разработка системы унифицированных правовых актов (национальных и международных) по борьбе с допингом назрела после велогонки Тур де Франс в 1987 г., когда победитель соревнований  Стивен Роуч был уличен в употреблении допинга. Его дисквалифицировали бы, если бы Международная федерация велоспорта имела списки запрещенных препаратов, соответствующих списку Международного олимпийского комитета (МОК).

МОК принял нормативное решение об унификации запрещенных медицинских препаратов и рекомендовал установить в своих нормативных актах международным федерациям единые меры наказания спортсменов за применение допинга. Это такие меры как временная дисквалификация на 2 года при первом нарушении, пожизненная дисквалификация при повторном обнаружении допинга. В случае применения запрещенных препаратов (например, эфедрина или кофеина) мерой наказания спортсменов является  дисквалификация на 3 месяца за первое нарушение, 2 года — за второе, пожизненная дисквалификация — за третье.

 Видится особо актуальным создание единой системы допингового контроля и санкций в связи с введением такой нормы, как внеплановый контроль. Внеплановый контроль предполагает проведение независимой группой специалистов контроля спортсмена вне соревнований в любое время и в любом месте без предварительного оповещения. Первой федерацией, принявшей решение о проведении внепланового контроля, стала Международная ассоциация легкоатлетических федераций. Решение вводилось в действие с 1 января 1989 г. Одним из положений этой системы внепланового контроля является внезапный допинговый контроль.

Конвенция против допинга ETS № 135 стала правовой основой для проведения взаимного внепланового контроля между бывшим СССР и США. О необходимости  внепланового контроля  никто из участников олимпийского движения не возражал. Проблема допинга, особенного в большом спорте, встала к этому времени достаточно остро. Необходимость создания единой системы допингового контроля при этом вызвала большие споры при обсуждении его проекта. Прозвучали серьезные возражения с точки зрения права, которые имели достаточно обоснованную аргументацию. Так, введение внепланового контроля на национальном уровне вызвало во многих странах протесты юристов.

Правовое урегулирование внедрения данной системы требовало согласования с целой системой других нормативно-правовых актов, как международного уровня, так и национального уровня всех стран участниц. Эксперты Немецкого спортивного союза расценивали принуждение спортсменов к прохождению внепланового контроля как ограничение личной свободы граждан. Анализируя эту проблему, следует отметить, что в системе прав и обязанностей граждан раскрывается, с одной стороны, свобода, с другой — ответственность перед государством. В правах личности спортсмена как гражданина закреплены ее социальные возможности в экономической, социально- культурной, политической и личной жизни. При этом необходимо учитывать, что профессиональные спортсмены находятся под охраной закона в связи с тем, что они получают гонорары после заключения контрактов и при подготовке и участии в соревнованиях. Более того, эти спортсмены пользуются значительными льготами, которые предусмотрены различными отраслями права: в сфере охраны здоровья, компенсации при несчастных случаях, травмах в спорте, при получении профессиональных заболеваний и т.д. Спортсмены всегда, даже еще до внедрения внепланового допингового контроля, проходили постоянный медицинский контроль. Спортсмены всегда получали травмы, болели как все люди и поэтому принимали различные медицинские препараты. При внедрении   внепланового контроля применение допинга и других стимулирующих средств, вредных для здоровья, вызывает опасность дисквалификации, как самого спортсмена, так и команды и страны, которую он представляет. [1]

При дисквалификации спортсмена возникает проблема ответственности за причиненный ущерб в связи с дисквалификацией спортсмена: у спортсменов на основании заключенного контракта имеются определенные обязательства перед клубом и страной. Этот вопрос затрагивает конституционные права гражданина и поэтому не может быть предметом дискуссионного обсуждения. Представляется, что отношение гражданина (спортсмена) и государства должны строиться на принципе взаимоответственности сторон. Несмотря на ряд нормативных актов по вопросам прав и свобод граждан, применение проведения принудительного тестирования спортсменов на применение допинга представляется спорным. Данная проблема встала очень остро, и ее решение было разделено на два этапа: на первом — получение волеизъявления (согласия) спортсмена как гражданина на проведение допингового теста, на втором — правовое оформление последующих отношений.

В этом плане привлекает внимание опыт  ряда стран на предмет правового регулирования допинговой проблемы. Так, в Швеции в связи с антидопинговой борьбой введены «допинговые контракты». Такой контракт включает положение о том, что если спортсмен не подписывает его, уклоняется от поведения допингового теста или если анализы спортсмена покажут положительную реакцию, то он обязан, во-первых, вернуть все полученные денежные средства, и, во-вторых, подвергается дисквалификации на 2 года.

При введении внепланового контроля в международном масштабе возникает большое количество вопросов государственно-правового порядка. Это касается проблемы свободного въезда в страны с допинговым тестированием, проблемы разнообразия национальных правовых систем, проблемы отсутствия в международном праве твердой юридической основы для подобных мероприятий. Правовое решение проблемы  регулирования указанных аспектов видится, прежде всего, в организации тесного сотрудничества международных спортивных организаций с правительствами, с правовой фиксацией принципов этих взаимоотношений в соответствующих договорах и в оказании со стороны государственных органов финансовой помощи МОК. Антидопинговая программа требует от национальных правительств  и МОК значительных инвестиций в создание антидопинговых лабораторий, подготовки специалистов для работы, а этих лабораториях. По оценкам МОК требуется 500 тыс. долл. на одну такую лабораторию.

Тщательная правовая проработка содержательных моментов проекта единой системы допингового контроля вызывает необходимость четкой юридической регламентации самого процесса его проведения.

О серьезности проблемы организации борьбы с допингом свидетельствует тот факт, что к ее обсуждению обратились не только спортивные, но и международные правительственные организации. Первым к решению вопроса об организации борьбы с допингом стал Европейский совет, который в 1984 г. принял документ о борьбе с допингом в Западной Европе. В Оттаве в 1988 г. прошла I Всемирная конференция по борьбе с допингом в спорте, которая оказала наиболее существенное влияние.

На конференции была принята Международная хартия по борьбе с допингом как первый нормативный правовой акт. На II Конференции министров спорта проходило обсуждение Хартии и было рекомендовано всем правительственным и спортивным организациям ратифицировать этот документ. Принципиальная роль Хартии состоит в том, что в ней впервые определена единая стратегия борьбы с допингом, были унифицированы положения антидопингового контроля. Основное достижение состоит в том, что в этом документе предусмотрено сотрудничество между олимпийскими комитетами, федерациями и т.п. и государственными органами. Более того, закреплена ответственность каждой из сторон. В ч. 1 Хартии прописана ведущую роль МОК в утверждении и в наблюдении за ее осуществлением подписавшими ее странами и организациями. Положения общей политики и стратегии борьбы с допингом закрепили ответственность за ее применение в рамках своей компетенции. В ч. II Хартии сформулирована ответственность всеобщая (спортивного сообщества и правительственных организаций) и взаимная ответственность сторон. Все спортивные организации в случае принятия или изменении программы борьбы с допингом должны следовать  единой стратегии. Международные федерации обязаны обеспечивать выполнение и контроль правил национальными федерациями. Международные и национальные спортивные федерации имеют  критерии, в соответствии с которыми спортсмены имеют право на участие в соревнованиях. Это означает, во-первых, обязательство спортсмена подвергнуться контролю на допинг; во-вторых, недопустимость участия в соревнованиях спортсменов, отстраненных за применение допинга спортивными организациями любой страны. Хартия оговаривает, что санкции имеют одинаковую силу и для различных видов спорта в одной стране, и для международных федераций, более того должны применяться ко всем виновным: тренерам, менеджерам, функционерам аппарата управления ФКС, медицинскому персоналу и т.д. Для борьбы с допингом консолидированы все силы, средства и методы. Пока же о таком единстве говорить преждевременно, ибо в действиях заинтересованных сторон наблюдается несогласованность.

С позиций административного и уголовного права оценка вопросов ответственности за применение допинга до сих пор в различных национальных спортивных федерациях применяют за одни и те же нарушения полярные меры. Это обстоятельство привлекает внимание мировой спортивной общественности, и не только спортивной [2]. Сегодня в силу применения многочисленных двойных стандартов, назрела необходимость повсеместного введения единого подхода к «преступлению и наказанию». Во-первых, необходимо разграничить преднамеренное и непреднамеренное использование допинговых препаратов; во-вторых, выносить решение в соответствии с тяжестью содеянного. Глава медицинской комиссии МОК предлагает понимать под преднамеренным использованием применение анаболических стероидов, стимулирующих веществ типа амфетаминов и других наркотиков. Им рекомендовано следующие санкции: за первое нарушение — трехлетняя дисквалификация, после вторичного нарушения — пожизненная. Непреднамеренным следует считать использование эфедрина и кодеина, включенных в список запрещенных медикаментов. Санкции за применение данных препаратов предусмотрены следующие: за первое нарушение — трехмесячная, за второе — двухгодичная, за третье — пожизненная дисквалификация.  В теории российского уголовного и административного права таких понятий, как «преднамеренное» и «непреднамеренное» правонарушения не существовало [3]. Несмотря на это события последних лет, а также общемировая практика диктуют условия, в которых необходимость разработки антидопингового законодательства в России встала остро.  Необходим «сборник спортивных законов». Необходимо наладить урегулированную интеграцию деятельности  компетентных органов по борьбе с допингом, в том числе и в международном масштабе. Это определяется  продуктивностью правовых мер по борьбе с допингом  на национальном уровне.  Принятие Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте явилось значимым событием, что привело к быстрым переменам в сфере борьбы с допингом. Конвенция имеет цель в программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта содействовать предотвращению применения допинга в спорте.

Актуальность проблемы борьбы с употреблением допинга возрастает, а значит, возрастает роль и права, как способа закрепления запрещающих допинг норм. Результаты анализа выявили необходимость в кодификации норм спортивного права и усилении интеграции деятельности компетентных органов, как в национальном, так и в международном масштабе.

Библиографический список:

1.       Справочное руководство для спортсменов по всемирному антидопинговому кодексу 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://rusada.ru/athletes/anti-doping-rules-violvations/ (дата обращения         12.05.2018).

2.       Кодекс по этике, конфликту интересов и борьбе с коррупцией РУСАДА [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://rusada.ru/documents/kodeks-po-etike-konfliktu-interesov-i-borbe-s-        korruptsiey-rusada/ (дата обращения 12.05.2018)

  1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред.) — [Электронный ресурс]. // Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 10.05.2018).