Асанова А.А. Формирование здорового образа жизни через интеграцию уроков физической культуры и других предметов


Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)
Формирование здорового образа жизни через интеграцию уроков физической культуры и других предметов
 The formation of a healthy lifestyle through the integration of physical education
and the other subjects

Асанова Альбина Васильевна

Asanova Albina Vasilevna

учитель физической культуры

МКОУ Шелеховского района

«ООШ №11»

Россия, с. Введенщина

alya.asanova.40@mail.ru

 Аннотация.  В статье описывается значение интеграции физической культуры и других предметов в формировании здорового образа жизни. Анализ содержания учебных предметов – физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) показал, что внедрение междисциплинарного подхода для формирования здорового образа жизни является актуальной проблемой.  Разработан элективный курс для обучающихся 8-9 классов «Школа здоровья» как форма интеграции содержания учебных предметов в проблеме формирования здорового образа жизни школьников.

Annotation. The value of the integration of physical education and other subjects in the formation of healthy lifestyles is described in the article. The analysis of the content of school subjects – physical education, the principles of personal and social safety and biology – showed that the introduction of a multidisciplinary approach for the formation of a healthy lifestyle is an important issue. The elective course for the pupils of the eighth, ninth grade “School of Health” as a form of integration of subjects in the content of the problem of formation of schoolchildren’s healthy lifestyle.

Ключевые слова: интеграция, интегрированные уроки, здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура.

Keywords:  integration, the integrated lessons, health, a healthy lifestyle, physical education

Современное состояние здоровья учащихся по многочисленным данным медицинских, экологических, психологических, физических и социальных исследований свидетельствует о тенденции к снижению по разнообразным показателям. Лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми.

При этом следует отметить, что одним из основных факторов от которого зависит состояние здоровья, является образ жизни, который ведет данный конкретный человек. Однако анализ тестирования показывает, что обучающиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего самочувствия, двигательная активность большинства школьников недостаточна.

При изучении ценностных ориентаций личности, можно сделать вывод, что у большинства современных детей, сформировалось такая позиция, на первом месте – материальные блага, 2 место – честность, 3 место – цель в жизни и семья, 4 место – отводят дети трудолюбию, и лишь на 5 месте – ценностью жизни ставится здоровый образ жизни, что богатство и деньги превыше всех других ценностей жизни.

Изучение ценностных ориентаций личности

При проведении анкетирования «Ваше здоровье» 2014г. и в 2016г. году также прослеживается улучшение показателей.

 

 На состояние 2016 год:

61,4% опрошенных ребят следят за сво­им здоровьем, у них хорошее самочувствие. Ведут здоровый образ жизни всей семьей.

37,3 % – имеют хорошие показатели, но имеют привычки, которые с годами могут негативно повлиять на состояние здоровья? Им нужно пересмотреть  образ жизни.

1,3% обучающихся – легкомысленно относятся к своему здоровью, не занимаются спортом и физическими упражнениями. Им необходимо отказаться, от вредных привычек, упорядочить режим дня, сбалансировать  питания.

Поэтому одной из важных задач является формирование мотивации здорового образа жизни.

Формирование основ здорового образа жизни можно через внедрение междисциплинарного подхода при организации учебного процесса в форме интегрированных уроков.

Анализ программного содержания по «Физической культуре», «Основам безопасности жизнедеятельности» показал, что в содержании многие темы могут быть связаны – некоторые темы изучается на уроке ОБЖ, а на уроке физической культуры применяются на практике (профилактика заболеваний, организация труда и отдыха, приемы самоконтроля, приемы оказания экстренной помощи и др.). Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки физической культуры и ОБЖ вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность.

Цель интегрированных уроков – оптимизация процесса обучения на основе познавательной и творческой деятельности, где учащиеся выступят как активные участники образовательного процесса, научатся творчески применять полученные знания на практике в дальнейшей жизни.   Опыт проведения интегрированных уроков показал, что школьникам предоставляется возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в проектную деятельность с целью самореализации.

В ходе исследования разработан элективный курс «Школа здоровья» как форма интеграции ОБЖ и физической культуры в проблеме формирования здорового образа жизни школьника.

Этот курс, который имеет теоретическую и практическую направленность. Программа элективного курса разработана в соответствии задачами модернизации образования учащихся.

Основные принципы организации и проведения курса:

  1. Индивидуализация обучения.
  2. Систематичность.
  3. Доступность и преемственность обучения.
  4. Создание успеха.[1]

При интеграции данных учебных дисциплин происходит взаимодополняемость содержания, установление взаимосвязи ряда ключевых понятий этих дисциплин позволило убедиться в обширных возможностях привлечения сведений из ОБЖ и физической культуры для формирования здорового образа жизни учащихся.

Задачи элективного курса:

  1. Расширить и углубить знания о культуре здоровья;
  2. Научить использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья;
  3. Пропагандировать здоровый образ жизни;
  4. Показать пути повышения социальной и экономической ценности каждой человеческой жизни;
  5. Способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей;
  6. Формировать умения и навыки проектной деятельности.

Основные виды занятий: проблемная лекция, практические и лабораторные работы, постановка опытов, сообщения учащихся, урок-игра, урок-конференция, ролевые и деловые игры, проектная деятельность, тестирование. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие о здоровом образе жизни;
  2. Понятие о здоровье, резервных возможностях организма;
  3. Факторы, влияющие на здоровье, факторы сохранения и укрепления здоровья, составляющие здорового образа жизни;
  4. Строение и функции органов и систем органов;
  5. Влияние физических упражнений на развитие систем органов;
  6. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм;
  7. Правила безопасного поведения в природной и социальной среде;
  8. Принципы правильного и рационального питания. Правила личной гигиены.
  9. Способы самоконтроля.[2]

Учащиеся должны уметь:

  1. Овладеть методами элементарных исследований и анализа результатов;
  2. Оказывать первую помощь при различных травмах;
  3. Объяснять причину нарушения работы органов и системы органов;
  4. Обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены;
  5. Делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни;
  6. Оценивать уровень своего здоровья по основным показателям (паспорт «здоровья»).

Развить у учащихся компетенции:

  1. Определять задачи для индивидуальной и совместной деятельности;
  2. Самостоятельно организовывать учебную деятельность;
  3. Научить вести диалог, выступать публично, выслушивать и принимать взгляды других. Жить и трудиться в коллективе;
  4. Соблюдать правила техники безопасности, уметь оказывать доврачебную помощь;
  5. Обобщать и систематизировать собранный материал;
  6. Делать обобщение, выводы, подготовить доклад, тезисы, выступление.[3]

Интеграция физической культуры и ОБЖ позволила убедиться в обширных возможностях привлечения сведений из ОБЖ и физической культуры для формирования здорового образа жизни учащихся.

При интеграции данных учебных дисциплин происходит взаимодополняемость содержания, а также формируется целостное представление о здоровом образе жизни. На мо взгляд целесообразно построение системы на основе интеграции содержания учебных предметов для воспитания у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Библиографический список:

  1. Кабаян О.С. К вопросу о формировании знаний о здоровом образе жизни на основе интеграции учебных предметов // Образование города на пути к XXI веку. Проблемы, исследования, опыт, перспективы. Выпуск 1. Майкоп – 2000. – с.227 – 231.
  2. Кабаян О.С. Формирование валеологических знаний через интеграцию уроков биологии и основ безопасности жизнедеятельности // Методика обучения биологии и экологии в XXI веке: Тезисы докладов научно-практической конференции. Санкт- Петербург, 3-4 февраля 2000 года. – СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С.72 – 73.
  3. Лях В. И., Зданевич А. А. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов». М.: Просвещение, 2014, c. 246.