Ашектуева Н.В. Соотношение внутригосударственного и международного права

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Соотношение внутригосударственного и международного права

Correlation of domestic and international law

 

Ашектуева Надежда Вячеславовна

Ashekuteva Nadezhda Vyacheslavovna

ФБГОУВО БГУ,  г. Улан-Удэ

nadya.ashektyeva@mail.ru

 

Аннотация: В статье изложены принципы и способы правовой синхронизации норм международного и российского права, построенные на конституционной основе. Приоритет норм международного права рассматривается в тесной связи с сохранением суверенитета Российской Федерации. Рассмотрены способы устранения коллизий между национальными и международными нормами в практике современного государства.

 Annotation: The article presents the principles and methods of legal synchronization of international law and Russian law built on a constitutional basis. The priority of international law is considered in close connection with the preservation of the sovereignty of the Russian Federation. The methods of resolving conflicts between national and international norms in the practice of the modern state.

Ключевые слова: Конституция, национальное право, международное право.

 Key words: Constitution, national law, international law.

 

На уровне Основного закона международное право было введено в национальную правовую систему Российской Федерации в Конституции 1993 года. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» [1]. Правовая система РФ отражает социально-экономические, политические, культурные особенности соответствующего этапа развития общества и государства. В её состав наряду с национальной системой права, правовой культурой и правовой практикой входят и международно-правовые обязательства России.

Ученые-правоведы, рассматривая вопросы приоритетности международного права, подходят к ним с позиций примата международно-правовой системы над внутригосударственной. Прежде всего, учитывается фактор глобализации, сопровождающийся углублением процесса научно-технической интеграции, интеграции средств информации и связи, развитием международных финансово-кредитных отношений, а самое главное – социальной интеграции, проявляющейся в мобильности населения (особенно трудовых ресурсов). В этих условиях наднациональные правовые нормы неизбежно приобретают доминирующее положение над национальными в тех областях, которые больше всех затронуты интеграцией. Нормы международно-правовых актов проникают в нормы национального права при помощи различных механизмов. Общепризнанными способами имплементации являются инкорпорация,  трансформация и общая, частная или конкретная отсылка.

Реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации происходит по различным направлениям: в нормотворческой деятельности, в судебной практике, в практике правоприменения и толкования правовых норм.

Следует при этом иметь в виду, что согласно п. 6 ст. 125 Конституции России международные договоры РФ, которые приходят в противоречие с Основным законом, не подлежат введению в действие и применению. Законодатель предположил, что могут быть оспорены федеральные законы о ратификации международных договоров в Конституционном суде РФ. И при соответствующем решении этого высшего судебного органа о неконституционности того или иного законодательного акта о ратификации международно-правовые нормы, установленные соответствующим международным договором, прекращают свое действие в России. До настоящего времени таких прецедентов не было. Но, тем не менее, в этом случае говорить о безусловном приоритете норм международных договоров, даже ратифицированных Российской Федерацией, над национальным правом нельзя.

Важное значение для целей реализации международно-правовых норм на территории РФ имеет Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Пленум Верховного суда раскрывает для целей правоприменения понятие «общепризнанные принципы международного права», указывая что их следует понимать как основополагающие императивные нормы международного права, правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных, отклонение от которых недопустимо [2].

Интересна мысль, высказанная председателем Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькиным, о том, что в любой национальной правовой системе, и в системе международного права правоприменителю «вменяется в обязанность верное толкование, то есть интерпретация правовой нормы в соответствии с ее буквой и духом. Причем такое верное толкование предполагает… рассмотрение внешних обстоятельств, то есть контекста рассматриваемой правовой проблемы». Необходимость этого объясняется тем, что «законодательные нормы любой мыслимой правовой системы не могут быть настолько полны и совершенны, чтобы исчерпать бесконечное многообразие жизненных ситуаций» [3].

Правомерные обязательства должны начать действовать в соответствии с определенными процедурами. Одной из таких процедур является ратификация международного договора, посредством которой он вводится в силу. Четвертый компонент — недопустимость произвольного в одностороннем порядке отказа от выполнения международных обязательств. Договор устанавливает определенные рамки его действия, и участник должен действовать именно в этих рамках. Отказ в одностороннем порядке от выполнения договора, т. е. в порядке, не предусмотренном самим договором, повлечет за собой нарушение международного права.

На практике государства нередко нарушают свои международные обязательства, в том числе вытекающие из Устава ООН, а также других важных международных договоров. Нарушение нормы приводит к коллизии интересов сторон. Не всегда выполняются решения международных организаций. Это тоже путь к появлению коллизий. Государства в некоторых случаях отказываются от приведения своего законодательства в соответствие со взятыми международными обязательствами и вообще от ратификации заключенного договора. Например, это касается Соглашения 1992 г. Об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. Соглашение 1992 г. Западные страны даже не ратифицировали. Его ратифицировала и выполняла только Россия. С целью обеспечения собственной безопасности Россия приняла меры по приостановлению действия базового договора 1990 г. в соответствии с действующим национальным законодательством [5].

Среди принципов, которые могут быть положены в основу разрешения коллизий между международными и национальными нормами, выделяются принципы справедливости и соразмерности, которые часто встречаются в решениях Конституционного Суда РФ. При помощи их КС РФ выработал правовые позиции, позволяющие воздействовать на те или иные сферы общественных отношений. Если государство не будет стремиться разрешать коллизии, то это будет вести к разрушению права. Государства в своей деятельности связаны как нормами внутригосударственного права, так и нормами права международного. Государства должны так организовать имплементацию норм международного права, чтобы не допускать коллизий. Высказывается мнение, с которым можно согласиться, что назрела необходимость в принятии специального законодательного акта «О нормативно-правовых актах», в котором был бы закреплен механизм разрешения подобных коллизий. [4]

В нынешних условиях примат международного права над национальным выступает одной из важнейших правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного сотрудничества государств в решении задач планетарного характера, в обеспечении соблюдения прав и свобод человека. Механизм реализации международных норм в правовой системе России включает в себя нормотворческую деятельность по ратификации международных договоров и внесению необходимых изменений в национальные законодательные акты, судебную практику по применению международных норм прямого действия, правоприменительную практику различных субъектов права Российской Федерации и практику толкования международных правовых норм высшими судебными инстанциями страны.

Целью указанного выше механизма является синхронизация российского национального права с международным правом при сохранении суверенных прав России по правовому регулированию внутри страны.

Список источников:

  1. Конституция Российской Федерации.//Принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.; с изм. и доп. от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; // Российская газета. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445; Российская газета. 2009. 21 января.
  2. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 с изм и доп. от 05.03.2013 № 4// Бюллетень ВС РФ. № 12. 2003; Бюллетень ВС РФ. № 5. 2013.
  3. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ с изм. и доп. от 12.03.2014 № 29-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; СЗ РФ. 2014. № 11. Ст. 1094; ст. 37.
  4. В. Зорькин. Право – и только право. О вопиющих правонарушениях, которые упорно не замечают // Российская газета. 23.03.2015. URL: (дата обращения: 22.02.2017).
  5. Тиунов О.И., Манов Б.Г. Принцип соблюдения международных договоров: коллизии международного и национального права // Журнал российского права. 2008. № 6. URL: (дата обращения: 22.02.2017).
  6. Пояснительная записка к проекту федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» //Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=931766-6&02 (дата обращения: 22.02.2017).