Астафьева Ю.А. Обучение русской орфографии: проблемы, пути их решения

Астафьева Ю.А. Обучение русской орфографии: проблемы, пути их решения

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Обучение русской орфографии: проблемы, пути их решения

Training of Russian spelling: problems, ways to solve them

 Астафьева Юлия Анатольевна

Astafieva Julia Anatolievna

преподаватель  ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

ittri@yandex. ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования орфографической компетенции обучающихся.  Автор  рассматривает  проблемы орфографической грамотности и пути их решения и определяет условия  успешного формирования у обучающихся орфографического навыка.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of spelling competence. The article deals with the problems of spelling literacy and ways to solve them. Conditions for the successful formation of the spelling skill of students are singled out.

Ключевые слова: орфографическая грамотность, профессиональное образование, орфографическая  компетенция, орфографический навык.

Keywords: Spelling literacy, vocational education, spelling competence, spelling skill.

 

Проблема формирования устойчивой орфографической  компетенции обучающихся является одной из основных задач учебной дисциплины «Русский язык». В современном мире  преимущество за людьми большого кругозора, высокой культуры. Считается, что навыки грамотного письма должны быть сформированы у обучающихся еще во время обучения в общеобразовательной школе, однако практика преподавания гуманитарных дисциплин в средних профессиональных  учебных заведениях показывает, что это далеко не так. Многие обучающиеся имеют в аттестате  оценки: «хорошо», «отлично», но когда дело доходит до выполнения  письменных работ, допускают  большое количество орфографических ошибок. Поэтому  необходимо найти  наиболее  эффективные и результативные подходы в организации процесса работы над формированием орфографической грамотности.

Орфографическая грамотность предусматривает  умение находить, определять  орфограммы  на основе  орфографического навыка, который помогает пишущему подумать, проверить себя.  Орфографический навык — это автоматизированное действие, которое  создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях. [2]

Условия формирования орфографического навыка:

— знание правила является теоретической базой (инструкция решения орфографической задачи дана в орфографическом правиле);

— знание приемов применения правила (рассуждение на основе алгоритма) способствует усвоению орфограммы;

— различные виды упражнений.

У многих первокурсников наблюдается сложившийся навык «неправильного» письма, который не так-то просто преодолеть. [2] Для достижения этой цели необходимо организовать систему специальной  работы по орфографии с использованием  различных упражнений. Данная работа должна вестись с опорой на активную самостоятельную деятельность обучающихся, упражнения и задания должны быть  расположены по степени возрастающей трудности.  Этот момент надо учесть  при разработке практических и  самостоятельных работ: с каждой  работой должна возрастать степень сложности самостоятельных заданий с преобладанием заданий творческого характера, в связи с чем, возрастает и познавательная активность учащихся. Таким образом, разработка системы упражнений для коррекционной работы по орфографии  является одним из важнейших элементов по преодолению навыка  неправильного письма.

В современной методике преподавания орфографии  используются информационные  компьютерные технологии. Они совершенствуют умения и навыки, повышают интерес, позволяют организовать самостоятельную работу, повышают эффективность обучения. Но проблема в том, что не каждый обучающийся имеет доступ к компьютеру на занятии.

Для совершенствования орфографических навыков возможно  использовать  комплексные таблицы и схемы. Данная работа  развивает аналитические способности обучающихся, побуждает их познавательную активность, способствует самостоятельности. Предшествует данной работе теоретическая подготовка. На данном этапе уместно использовать метод словесной передачи учебной информации и актуализации знаний. Опираясь на знания полученные в школе, преподаватель создает вместе с обучающимися  обобщающую таблицу на определенное правило. Используя эту таблицу, выполняется определенное количество упражнений. Данная таблица постоянно находится перед обучающимися. На протяжении определенного времени, на каждом занятии они работают над  практическими заданиями по  орфографии с опорными  таблицами и схемами. Работая над практической задачей с опорой  на  схему,  обучающиеся запоминают правила, тренируются. Схемы и таблицы объединены в один комплекс, охватывающий все темы орфографии.  Далее  подобные упражнения выполняются без опорных схем, обучающимся приходится  вспомнить и выполнить упражнение без опоры  на схему. Можно сказать, что подобная работа является традиционной, но при наличии установки на самонаблюдение за последовательностью собственных интеллектуальных действий, совершаемых в процессе выполнения задания, она приобретает функцию коррекционного упражнения. Постепенно действия автоматизируются, переходят в навык. Следовательно, введенные в систему подобные занятия могут принести положительный результат, будут способствовать повышению грамотности.

С интересом студенты выполняют задания игрового характера. Например, графические упражнения. Их можно использовать при написании орфографических диктантов.   Каждому  обучающемуся выдается пустая  таблица — это сетка, на которую будут накладываться разные узоры.

Преподаватель диктует слова на определенное правило, а обучающиеся должны поставить какой-нибудь знак  в клеточку, в соответствии с правописанием.

Пристроить, преградить, приходящий (кто приходит), притворить (закрыть), пресытиться, презабавный, пребывать (находиться где-либо), приступить (начать), пренебрежение (невнимание) и т.д.

Таблица 1

Учет орфографического задания

123456789
преххххх
прихххх

Данная работа,  не только интересна,  развивает умения и навыки, но и удобна для преподавателя, так как может сэкономить время на уроке.

Необходимо использовать задания поискового и творческого характера, работа с текстом, игровые задания, они  активизируют познавательную деятельность студентов, формируют интерес к  изучению орфографии, способствует развитию мышления обучающихся.

Арсенал  методов и приемов велик — все в руках педагога!

Список источников:

  1. Львова С.И. Схема на уроке русского языка, Русский язык в школе, № 2 1990 г.
  2. Малявина Т. П. Самостоятельная работа учащихся на занятиях по орфографии: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1998.- 32 с.
  3. Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ) [Текст] / И.П.Цыбулько. – Москва, 2013. – 17 с.