Формы организации деятельности с муниципальными методическими службами в условиях обновления содержания общего образования


Формы организации деятельности с муниципальными методическими службами в условиях обновления содержания общего образования

Forms of Organizing the Activities of Municipal Methodical Services Under the Conditions of Renewal of the Content of General Education

 

Авгусманова Татьяна Валерьевна

Avgasmanova Tatyana Valeryevna

к.п.н., доцент кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВО МО

«Академия социального управления», г. Москва

atva2008@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлен вариант планирования и осмысления стратегического проектирования методической деятельности на школьном и муниципальном уровне в форме методической форсайт-сессии. Выделены основные элементы методического продукта форсайта – «карты будущего». Методическая деятельность, построенная после проведения форсайта и учитывающая его основные результаты, принципиальным образом может повлиять на качественное изменение работы на муниципальном уровне по обновлению содержания школьного образования.

Summary.  The article presents a variant of planning and comprehension of the strategic design of methodical activity at the school and municipal level in the form of a methodical foresight session. The main elements of the methodical product of foresight – «maps of the future» – are underlined.

The methodical activity, conducted after foresight and taking into account its main results, can fundamentally  influence on the qualitative change of the work at the municipal level in renewal of the content of education.

Ключевые слова: методическая деятельность, муниципальная методическая служба, обновление содержания общего образования, форсайт-сессия, концепции преподавания отдельных предметов.

Keywords: methodical activity, municipal methodical service, renewal of the content of general education, foresight session, the concept of teaching of individual subjects.

 

Изменения, происходящие в системе российского образования, ставят специалистов муниципальных методических служб перед необходимостью осуществлять поиск новых форм и методов методического сопровождения их реализации. По словам П.Г. Щедровицкого «будущее есть продукт работы воображения и мышления. Будущее как отличное от настоящего и от прошлого должно быть, если хотите, выдумано. Оно должно сначала возникнуть через определенный образ, который формируется у очень небольшой группы людей. Эти образы будущего производят, например, мозговые центры или фабрики мысли, в том числе это могут быть … сообщества, которые позитивно усваивая фундаментальные исследования, придумывают образ той среды, в которой мы с вами будем жить через несколько лет или десятков лет» [8].

Современное содержание общего образования регулируется тремя основными документами:

– федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;

– концепциями преподавания отдельных предметов;

– основными образовательными программами.

Смена парадигмы образования (знаниевая-компетентностная-культурно-антропологическая) в направлении интересов устойчивого развития цивилизации предполагает его продвижение на следующую ступень развития. Осмысленная культурологическая теория содержания общего среднего образования В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина на новом историческом этапе, скорее всего, позволяет придать уже имеющемуся в предмете учебному материалу новые значения и смыслы [1].

Соответственно, при обновлении документов на новом историческом витке, у методистов возникает профессиональная потребность освоения изменений и внесения корректив в организацию методической деятельности на своем уровне.

Для организации обсуждения со специалистами муниципальных методических служб изменений во ФГОС ОО, утвержденных предметных концепций, введения обсуждаемых предметных концепций, рассмотрения вариантов планирования работы на муниципальном уровне по обновлению содержания общего образования может быть предложен адаптированный вариант форсайт – сессии. Предпосылкой проведения форсайт – сессии является понимание того, что методическое сопровождение обновления содержания образования должно меняться исходя из задач реализации утвержденных (и разрабатываемых) предметных концепций, метапредметных и личностных результатов и изменений, представленных в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (по уровням).

При реализации федеральных образовательных стандартов различного уровня, детальной разработке основной образовательной программы основного общего образования необходимо знание и применение нормативных правовых актов в сфере образования федерального и регионального уровня и умение работать с локальными актами образовательных организаций муниципального и институционального уровней [2].  Изменение содержания предметного образования ведет к обновлению способов и методов работы педагога, а также к освоению учащимися новых способов работы с информацией, её обработки и применения.

Негативной тенденцией в области обновления содержания образования может являться то, что при активном обсуждении изменений во ФОС ОО и принятии предметных концепций, методическое сопровождение педагогов со стороны методических служб в условиях подобных изменений иногда опаздывает, что сказывается, не только на понижении качества работы педагога, но и на потере репутации специалиста методической службы. За последние годы, в связи с развитием современных образовательных и социальных технологий, в том числе информационных баз, программных продуктов, робототехники, территориальной и профессиональной мобильности в разы повысились требования к уровню профессиональной деятельности методиста.

В «Квалификационных характеристиках должностей работников в сфере образования» есть указание на то, что в должностные обязанности методиста входит  «оказание помощи педагогическим работникам учреждений в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности учреждений, в разработке рабочих образовательных (предметных) программ (модулей) по дисциплинам и учебным курсам» [3].

В этой связи, мы полагаем, что использование форсайт-сессии может позволить спроектировать содержательную основу для методического сопровождения реализации утвержденных предметных концепций, введения  обсуждаемых предметных концепций и разработки дорожной карты (муниципального/школьного уровня) по обновлению содержания общего образования.

В основных положениях методики Rapid Foresight [6] дается её определение, описание, а также выделены элементы основного продукта форсайта – карты будущего:

  1. классическое определение «форсайта» (от англ. foresight — взгляд в будущее, предвидение) как социальной технологии, формата коммуникации, который дает участникам возможность:

– договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего,

– договориться о действиях в его контексте.

  1. представление о методике проведения форсайта как инструменте для прогнозирования и формирования будущего, который позволяет получать за короткий срок прогнозы относительно будущего и путей их достижения и объединять людей для реализации их представлений о будущем.
  2. выделение следующих элементов карты будущего:

– образовательные тренды – существующие и зарождающиеся (образовательный тренд – объективно наблюдаемый и измеряемый процесс в системе образования, развивающийся в определенном направлении);

– технологии – поддерживающие существующие тренды;

– форматы – технологии методического взаимодействия;

– ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда;

– нормативные акты, положения;

– угрозы, которые могут негативно повлиять на методическую, педагогическую деятельность, работу образовательных учреждений и т.д.

По замечаниям разработчиков различных форсайт-сессий, в отличие от традиционного прогнозирования, в общем виде технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Структура форсайт-сессии включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели.

По определению Д. Н. Пескова, форсайт является методом, который относится к «стратегическому мышлению» и в меньшей степени – к принятиям решений на основе построенной стратегии. Смыслом форсайта как метода является расширение восприятия доступных стратегических возможностей организации или сферы деятельности, представляемой участниками процедуры форсайта [7].

В связи с этим, для определения хода методической форсайт-сессии, инструктивно могут быть определены следующие шаги:

  1. оценка уровня информированности методистов, педагогов и руководителей о сути изменений во ФГОС (уровень НОО и ООО);
  2. оценка уровня знания методистами, педагогами и руководителями содержания предметных концепций;
  3. оценка уровня информированности методистов, педагогов и руководителей по реализации предметных концепций;
  4. представление этапов проектирования текущей и перспективной методической деятельности по обновлению содержания образования в виде «карты будущего».

В отличие от традиционных методов прогнозирования и планирования, «карта будущего» является результатом форсайт-сессии, т.е. визуализирует методическое пространство, позволяет увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата, обозначает методические проекты и события, которые приводят к поставленной цели;

  1. корректировка спланированной методической деятельности относительно трендов обновления содержания образования.

В целях экономии времени, последний пункт может быть вынесен за рамки форсайт сессии – на «домашнее задание».

Важно понимать, что «карта будущего» не является догмой, она может быть трансформирована участниками в целеориентированную «дорожную карту» — визуальный образ совместного будущего, включающий:

– ключевые образовательные тренды,

– прогноз развития образовательных технологий,

– педагогические (образовательные) события,

– стратегические методические развилки, а также точки принятия управленческих решений и запуска конкретных методических действий или проектов,

– план методических мероприятий.

Для совершенствования работы профессионального сообщества методистов и развития отрасли образования, в рамках форсайт-сессии может быть выбрана точка трансформации –  построение стратегии методической деятельности по обновлению содержания образования.

Можно предположить, что методическая деятельность, построенная после проведения форсайта и учитывающая его основные результаты, принципиальным образом повлияет на качественное изменение работы на муниципальном уровне по обновлению содержания образования, в том числе диагностику методических команд, работающих с предметными концепциями, обеспечение их коммуникации (внутришкольной/районной/городской), прогноз развития муниципальной методической структуры, в том числе сетевой.

Библиографический список:

  1. Авгусманова Т.В. О нравственных императивах в содержании современного образования // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2017. – № 1.– с. 20-29.
  2. Авгусманова Т.В. Об особенностях введения федеральных государственных образовательных стандартов // Методист. – 2015. – №1. – с.15-19.
  3. Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н (с изменениями на 31 мая 2011 года). URL: http://classinform.ru/eksd/kvalifikatcionnye-harakteristiki-dolzhnostei-rabotnikov/v-sfere-obrazovaniia.html (дата обращения:07.08.2017).
  5. Методическое руководство по методике проведения форсайт-сессии для школьных команд от желтых. URL: (дата обращения:07.08.2017).
  6. Методология Rapid Forsight. Версия 0.3. Рабочие материалы. – М.: АСИ, 2015. URL: http://ftod.tilda.ws/ (дата обращения: 09.08.2017).
  7. Трансформация оценочной деятельности. URL: http://ftod.tilda.ws/ (дата обращения: 07.08.2017).
  8. Песков Д.Н. Интернет как политический институт в России. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/123/687/1219/005Peskov.pdf (дата обращения: 23.08.2017).
  9. Щедровицкий П.Г. Формула развития. – М.: Издательство: Архитектура-С, 2005, – 224 с.