Баданов А. Б., Кочкурова В. П. ¬Инновационный подход в преподавании гуманитарных дисциплин

­Инновационный подход в преподавании гуманитарных дисциплин

Innovative approach in the teaching of humanitie

 

Баданов Алексей Борисович

Badanov Aleksey Borisovich

Преподаватель ГБПОУ ИО АПЭТ, г. Ангарск

Badanov.al@yandex.ru

Кочкурова Вера Павловна

 Kochkurova Vera Pavlovna

Преподаватель  ГБПОУ ИО АПЭТ, г. Ангарск

Kochkurova1117@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена обновлению преподавания гуманитарных дисциплин на основе комплексного применения дидактических средств информационных технологий обучения, которые способствуют повышению качества обучения в профессиональной школе.

Annotation. The article deals with the renewal of humanities education on the basis of integrated use of didactic means of education information technologies that facilitate the quality of teaching in professional school.

Ключевые слова: качество обучения, инновация, информационные технологии обучения, нестандартные уроки и мероприятия

Keywords: quality of education, innovation, education information technologies, non-standard lessons and activities.

  Успешность профессиональной подготовки специалистов определяется тем, насколько качественно сформированы у него компетенции и качества личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности. В современной педагогической практике наиболее важным является вопрос о поиске и внедрении инноваций в работу каждого педагога для обеспечения этого качества.  Ведь что такое инновации? Это не просто внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности образовательного процесса, но и, прежде всего, установление обратной связи с учеником. А установление связи требует взаимное увлечение предметом.

Как лучше всего обеспечить такой процесс? Для наилучшего обеспечения образовательного процесса нужно развить не только в своем ученике, но и в себе самом искренний интерес к своему предмету. А для этого необходимо «подбрасывать» такие вопросы и проблемы, которые могли бы выходить за пределы общеобразовательной программы и одинаково были бы интересны всем. Естественно, что осуществление данного процесса будет выходить за пределы аудиторного занятия, но зато это позволит расширить кругозор подростков и развить у них интерес к поиску информации. [2] В качестве примера можно рассмотреть вариант использования информационных технологий.

В нашем образовательном учреждении насчитывается пять цикловых комиссий, объединяющих преподавателей разных дисциплин. Наша цикловая комиссия объединяет преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин, где все преподаватели постоянно занимаются совершенствованием методики и образовательных технологий, чтобы шагать вровень со временем. Обновление преподавания — важная и актуальная задача современного образования.

Одна из главных задач современного преподавателя — прежде всего заинтересовать обучающегося, заставить его размышлять над своим предметом, искать новую информацию к заданным темам. Сделать это возможно только при помощи новых информационных, электронных технологий.

На сегодняшний день многими образовательными учреждениями практикуется применение на занятиях образовательных презентаций. По заданной теме презентации готовит либо сам преподаватель, либо учащиеся с последующей защитой и рассказом. Поскольку данная практика выдачи учебного материала существует далеко не первый год, ее необходимо модернизировать. На своих занятиях по учебным дисциплинам преподаватели включают в них соревновательный, игровой момент.

Так, используя в качестве исторической игры презентацию «Викторины по истории», преподаватель Баданов А.Б. призывает обучающихся лучше изучать предмет История. Отвечая на вопросы разных уровней с разным количеством баллов, учащийся стремится стать победителем, а для этого ему нужно показать свои знания. По Иностранному языку нестандартный урок по теме «Англоязычные страны» проводится в формате игры «Слабое звено», по Обществознанию – «Своя игра», а эти игры немыслимы без презентаций.

В качестве второго помощника в обучении в нашем образовательном учреждении используется специальный образовательный портал в системе дистанционного обучения Moodle, расположенный на официальном сайте техникума. Так в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, учитывающей потребности каждого участника образовательного процесса, более востребованными становятся технологии обучения, позволяющие дифференцировать учебный процесс, построить индивидуальную образовательную траекторию. [1]

На данном портале выложен объемный материал, позволяющий студенту самостоятельно освоить предмет, изучив лекционный материал и выполнив тестовые либо практические задания. Семинар является, на наш взгляд, наиболее интересной формой контроля именно для гуманитарных дисциплин, так как здесь они вносят существенный вклад в формирование профессионально значимых навыков обучаемых и в раскрытие их творческого потенциала, повышение культуры общения. 

Например, по общеобразовательной учебной дисциплине Иностранный язык по теме «Человек и природа, экологические проблемы» проведение семинара «Экологические проблемы региона» на третьей фазе представлена на рисунке 1:

Рисунок 1 — Семинар «Экологические проблемы региона»

 В качестве третьего помощника используются видеоуроки. Данная практика используется как для аудиторного, так и для внеаудиторного занятия, когда просмотр документальных фильмов по темам учебной дисциплины История, например, может проходить дома. По Иностранному языку видеоматериал имеет исключительное значение для формирования коммуникативной компетенции в единстве речевой, языковой, социокультурной и учебно-познавательной. Предварительно к каждому фильму или видео выдается определенное задание, проверка которого концентрирует внимание студентов на главных моментах, способствует формированию и развитию умений и навыков самостоятельной работы.

Четвертым помощником в образовательном процессе, привлекающим ребят более углубленно изучать учебные дисциплины, является проведение внеклассных тематических квест — мероприятий. Необходимо помнить о трёх  обязательных элементах квеста:  наличие проблемы, которую нужно решить, поиск информации по этой проблеме и  достижение согласия всеми участниками игры путём переговоров для её решения. Подготовленные в виде развлекательных соревнований, квесты содержат большой объем заданий, выполнение которых обеспечивается исключительно широким кругозором либо отличным знанием предметов. В качестве примеров можно вспомнить проведенные цикловой комиссией  в период 2015-2018 гг., такие квесты, как «Вокруг света за 80 минут», «Боги Олимпа», «Миры Толкиена» и многие другие.

Немаловажным помощником в изучении студентом целого ряда различных учебных дисциплин является конкурс «Самый умный студент», в ходе которого участники мероприятия должны показать свои знания не по одному, а сразу по нескольким предметам. Учащимся предлагается выполнить задания разных уровней по таким дисциплинам, как История, Литература, Химия, Информатика, География. Именно на таком мероприятии отлично реализуется межпредметная интеграция, которая формирует системность знаний обучающихся, развивает их диалектическое мышление, гибкость и самостоятельность ума, активизирует познавательную активность и интересы, расширяет образовательный кругозор и социализацию личности.  

У нашей цикловой комиссии существует давняя традиция устраивать для учащихся тематический межпредметный интеллектуальный Марафон. Обучающиеся, разбитые на игровые команды, поэтапно двигаются от станции к станции, руководят которыми преподаватели с тематическими заданиями по своим учебным дисциплинам. Так определяется команда-победитель и лучший Эрудит. Проведение анкетирования среди участников марафона этого года, посвящённого волонтёрскому движению, выявило, что 85% было очень интересно, 91% участников активно работали, 89% узнали больше об этом движении.   Для углубленного изучения дисциплин используются и многие другие формы нестандартных уроков: урок-виртуальная экскурсия, урок-расследование, урок-праздник, урок-поэзия, урок-спектакль, урок-конференция и др. Например, при изучении родного города используется техника репортажей. Группа студентов-активистов осуществляет видеосъемку городских достопримечательностей, берет интервью у жителей города о данных исторических и культурных памятниках, знакомится с историей своего города.

 Мы назвали главные направления проведения нетрадиционных уроков и внеаудиторных мероприятий в образовательной организации, которые можно развивать и дальше. Но все они  позволяют решать задачи формирования ряда общих компетенций как основных образовательных результатов через:

— формирование целостного представления об изучаемой теме и учебной дисциплине;

— повышение качества усвоения изучаемого языкового материала;

— активизацию речемыслительной деятельности;

— создание творческой среды, способствующей раскрытию и проявлению потенциала учащихся в процессе выполнения учебных и учебно-исследовательских заданий;

— повышение интереса обучающихся к учебным дисциплинам, стремление к интеллектуальному общению, способствующее участию в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Библиографический список:

  1. Модернизация содержания и технологий обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами [Электронный ресурс] / Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». – Режим доступа: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/inostrannyj-jazyk, свободный [Дата обращения: 24.03.18 г.]
  2. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность // М. : Магистр. – 1997. – c. 224.