Баганов В. Ю. Влияние восприятия риска на его оценку

Право. Наука. Общество:  материалы Международной НПК (2 июня 2017 г., г. Иркутск)

Влияние восприятия риска на его оценку

The impact of risk perception on its assessment

 

Баганов Валерий Юрьевич

Baganov Valeriy Yurevich

к.э.н, доцент ФГБОУВО БГУ, Иркутск

bvj@inbox.ru

 

Аннотация. В статье приведены основные факторы, влияющие на восприятие риска субъектами. Сформулированы выводы, позволяющие учитывать различия в восприятии риска и помогающие принимать более правильные решения в условиях неопределенности.

Annotation. The article shows the main factors affecting the perception of risk by the subjects. Conclusions are drawn that allow to take into account differences in risk perception and help to make more correct decisions in conditions of uncertainty.

Ключевые слова: риск, восприятие риска, оценка риска, отношение к риску, неопределенность.

Keywords: risk, risk perception, risk assessment, attitude to risk, uncertainty.

 

Несомненно природа риска носит объективный характер в силу невозможности точно спрогнозировать будущее. Возможно, в будущем, будут открыты универсальные уравнения, с помощью которых можно будет точно определить, что будет завтра, послезавтра и т.д., но, скорее всего, таких уравнений наша человеческая цивилизация не придумает никогда. Поэтому на данный момент мы вынуждены при принятии решений учитывать неопределенность будущего. При этом, оценка наших рисков во многом зависит от нашего отношения и восприятия рисков.

Все знают о таком феномене восприятия риска как страх полета на самолете. Люди воспринимают риск погибнуть в авиакатастрофе выше, чем риск погибнуть в автомобильной аварии или риск умереть от болезней систем кровообращения. А сухие цифры статистики говорят о том, что в 2015 г. в России в ДТП погибло 17651 человек, от болезней систем кровообращения умерло 924192 человека [3], а количество погибших в авиакатастрофах даже не выделяется отдельной строкой в статистических отчетах, так как существенно меньше приведенных цифр.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на наше восприятие риска.

  1. Наличие доброй воли. Восприятие риска может различаться в разы в зависимости от того добровольно ли человек совершает какое-то рискованное действие или его заставляют. Например, такой исследователь как Чонси Старр (Chauncey Starr) в своей работе «Социальная выгода против технологического риска» опубликовал данные, что люди могут добровольно принимать на себя риски в 1000 раз больше нежели риски, которые их заставляют принимать.[1] Отсюда можно сделать вывод, что восприятие риска сильно приуменьшается при добровольном действии или сильно преувеличивается при насильственном действии.
  2. Наличие контроля за ситуацией. Одной из основных причин боязни летать на самолетах является то, что человек не может контролировать полет. Он находится в полной власти пилота. Но этот же человек, зачастую, не испытывает никакого страха при вождении автомобиля, так как считает, что может контролировать ситуацию на дороге. Он может быть настолько уверен в себе, что даже не пристегивает ремень безопасности. Это нелогично с точки зрения статистики, но имеет смысл в виде, по большему счету, иллюзии контроля.
  3. Наличие справедливого вознаграждения за риск. Это касается, особенно, людей, занимающихся деятельностью связанной с постоянным риском. Это, например, военные, полицейские, пожарные, спасатели. Для них восприятие риска снижается, когда они знают, что в случае их гибели общество не оставит их близких одних.
  4. Знакомость риска. Например, жители Сибири спокойно воспринимают низкие температуры, так как достаточно часто встречаются с этим природным явлением, но для жителей Европы восприимчивость рисков, связанных с низкими температурами будет значительно выше.
  5. Освещаемость в СМИ. Еще одной причиной боязни летать на самолетах является широкое, подробное освещение каждой авиакатастрофы, что сильно влияет на восприятие данного риска. Каждый человек начинает представлять себя на месте погибших, возникают устойчивые нейронные связи в мозгу, и когда человек садится в самолет, эти связи начинают бить тревогу. Исследования, ставшими классическими, на эту тему провели Пол Словик, Сара Лихтенштейн и Барух Фишхофф. Они провели исследования по восприятию рисков, где испытуемым предложили рассмотреть пары причин смерти: диабет и астму или инсульт и несчастные случаи. Полученные оценки сравнили со статистикой того времени. Вот пример результатов:
  • От инсульта умирают вдвое чаще, чем от несчастного случая, но 80 % респондентов сочли смерть от несчастного случая более вероятной.
  • Торнадо назвали более частой причиной смерти, нежели астма, хотя от астмы умирают в 20 раз больше.
  • Смерть от удара молнии сочли менее вероятной, чем смерть от ботулизма, хотя смертельное поражение молнией случается в 52 раза чаще.
  • Болезнь и несчастный случай назвали одинаково вероятной причиной смерти, хотя болезнь в 18 раз чаще приводит к смертельному исходу.
  • Смерть от несчастного случая сочли в 300 раз более частой, чем смерть от диабета, хотя реальное соотношение составляет 1:4.

Почему возникли такие ошибки? Оценки причин смерти искажены сообщениями СМИ. Репортажи, как правило, склоняются в сторону необычных и трагических событий. Необычные события (например, ботулизм) привлекают непропорционально большое внимание и, следовательно, представляются более частыми, чем в действительности. Мир в наших головах – не точное отражение реальности, наши оценки частоты событий искажены распространенностью и эмоциональной интенсивностью окружающей нас информации [2].

  1. Доверие к источнику информации о риске. В зависимости от уровня доверия к источнику информации о риске наше восприятие риска может сильно колебаться. Если источник информации заслуживает доверия, то восприятие риска, связанного с этой информацией будет достаточно высокой, в противном случае восприятие будет практически нулевым.
  2. Наличие страданий. Один из самых страшных рисков современного общества – это рак. Любые риски, которые будут коррелировать с заболеваемостью раком будут восприниматься обществом более чем серьезно. Например, борьба с курением, которое ведет государство воспринимается большинством население положительно, так как существует явная корреляция курения с риском заболевания раком.
  3. Видимость риска. Когда человек курит он не может наблюдать, что происходит с его легкими, соответственно, возникает иллюзия, что все нормально. Не вижу, значит нету. Но если бы люди могли видеть как сигареты убивают их легкие, то думается, количество курильщиков значительно сократилось бы. И в общем виде, борьба против загрязнения окружающей среды велась более энергично, если бы удалось визуализировать как загрязнения воздуха, воды и пищи влияют на здоровье нас и наших близких.

Этот список причин не является полным. Каждый может добавить свой фактор. Но в общем мы можем утверждать, что люди склоны искажать оценку рисков из-за различных факторов, влияющих на человеческое восприятие риска. Эти факторы, также играют важную роль в формировании и изменении того, как мы воспринимаем наш мир. Современная наука только начинает понимать эти чрезвычайно сложные механизмы. Понимание еще более сложного характера восприятия человеческого риска является более сложной задачей. И чем лучше мы будем разбираться в этом, тем лучше мы будем понимать друг друга и себя.

И все-таки можно ли, используя уже имеющиеся знания, снизить искажения восприятия риска? Во-первых, риск находится в сознании воспринимающего и от нас самих зависит оценка риска. Во-вторых, использовать рефлексию, своего рода метасознание, позволяющее контролировать наше эго и, вследствие этого, снижающее вероятность ошибочного решения.

Список источников:

  1. Starr, Chauncey «Social Benefit versus Technological Risk» Science, Vol. 165, No. 3899, 1969, pp. 1232–1238.[Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения: 01.03.2017)
  2. Даниэль К. Думай медленно… решай быстро:[пер. с англ.]/Даниэль Канеман //Москва: АСТ. – 2014, – с. 356
  3. Сведения о смертности населения по причинам смерти по Российской Федерации за январь — декабрь 2015 г. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru/free_doc/2015/demo/t3_3.xls( Дата обращения: 01.03.2017)