Балдар Н.М. Здоровье сберегающие технологии в обучении будущих медицинских сестер

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)
Здоровье сберегающие технологии в обучении  будущих медицинских сестер
 Health-preserving technologies in training future nurses 

Балдар Надежда Март-ооловна
Baldar Nadezhda Mart-oolovna
преподаватель
ГБПОУ РТ «РМК»
Россия, г. Кызыл
baldarn@mail.ru

Аннотация. Статья раскрывает особенности применения здоровьесберегающих технологий в обучении будущих медицинских сестер. Реализация здоровьесберегающих технологий способствует оздоровлению студентов и повышает их интерес к здоровому образу жизни.
Annotation. The article reveals the features of medical technologies in training future nurses. The realization of medical technology contributes to recovery of students and increases their interest in healthy lifestyles.
Ключевые слова. здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни, студент, профессиональные компетенции, общие компетенции, безопасность.
Keywords. health, health-preserving, healthy lifestyle, student, professional competence, general competence, security.
Проблема охраны здоровья студенческой молодёжи является одной из наиболее приоритетных и актуальных задач на всех этапах развития общества. Особый социальный статус студентов: специфические условия учебной деятельности, бытовые условия, образ жизни, делают эту группу чрезвычайно уязвимой в плане сохранения здоровья.

Медицинские образовательные учреждения, несомненно, призваны приобщать студентов к здоровому образу жизни, обучать их основам поведения, позволяющим сохранить здоровье, реализовывать программу самосохранения, самоорганизации, саморазвития, распространять знания о здоровье на своё окружение, своих будущих пациентов.

Формирование здоровьесберегающего пространства начинается с первых дней обучения в колледже на занятиях, где у студентов формируется ответственное отношение к своему здоровью [1].

В нашем колледже «здоровьесберегающие технологии» реализуются согласно ФГОС. Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт, уметь, знать и, кроме того, в результате изучения профессионального модуля освоить общие компетенции (ОК), одна из которых ОК.13, включает в себя способность — вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. [2]

Наш колледж готовит фельдшеров, медицинских сестёр, фармацевтов, для которых охрана здоровья населения – профессиональный долг, а собственное здоровье – ресурс необходимый для работы духовных и физических сил.

На занятиях преподаватели обучают здоровьесбережению разными формами и методами,  и предлагают освоить ОК. 13  через подготовку памяток, буклетов; выпуск санитарных бюллетеней; проведение лекций-бесед с пациентами или их родственниками; подготовку и защиту рефератов, а профессиональные компетенции (ПК) осваиваются следующим образом:

— каждое занятие начинается с техники безопасности в работе с пациентами, например: по теме «Личная гигиена пациента» — все манипуляции по поддержанию личной гигиены больного медсестра выполняет в резиновых перчатках, по теме «Медикаментозное лечение» — инъекции проводятся в спецодежде, маске, перчатках и очках, по темам «Клизма. Виды клизм», «Промывание желудка» — ко всему остальному перечисленному выше присоединяется клеенчатый фартук, по теме «Оксигенотерапия» проводится инструктаж по технике безопасности работы с кислородным баллоном, по теме «Методы простейшей физиотерапии» обязателен инструктаж по работе с открытым огнем при постановке банок и т.д.;

— на практических занятиях по теме «Биомеханика тела пациента» студенты овладевают навыками правильного перемещения пациента с кровати на каталку, с кровати на стул, изучают вспомогательные средства для перемещения пациента без вреда собственному здоровью, изучают профилактику пролежней и правила биомеханики тела;

— на занятии по теме «Термометрия. Уход при лихорадке» для лучшего усвоения материала по теплопродукции (60% тепла вырабатывают скелетные мышцы) и теплоотдаче студенты 5 мин делают различные физические упражнения;

— на учебной практике, на базе ЛПУ, студенты проводят беседы с пациентами, их родственниками о профилактике различных заболеваний, выпускают санитарные бюллетени на тему: «Здоровый образ жизни» и т.д.

Реализация здоровьесберегающих технологий с внедрением новых методик и форм проведения занятий способствует оздоровлению студентов и повышает их интерес к здоровому образу жизни. [3] Студенты на практических занятиях осваивают правильные профессиональные позы, учатся использовать эргономические позы отдыха и разгрузки позвоночника, работать в бригадах при перемещении пациентов, постоянно соблюдать технику безопасности при любых манипуляциях, что позволяет сохранить физическое здоровье и обеспечить профессиональное долголетие в будущей их профессии.

Библиографический список:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
  2. Гребняк, Н.П. Здоровье и образ жизни студентов / Н.П. Гребняк, В.П. Гребняк, В.В. Машинистов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2007.-№4.-С.33-37
  3. Григорьева, Н.И. Здоровьесберегающие технологии в подготовке специалистов сестринского дела / Н.И. Григорьева, Л.Н. Зарцына // Медицинская сестра.- 2008.- С. 34-35.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.