Барашева Е.В., Белянцева М.Е., Егорова Т. А. Государственно-правовое регулирование системы образования в Российской Федерации

Государственно-правовое регулирование системы образования  в Российской Федерации

State and Legal regulation of the education in the Russian Federation

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Victorovna

К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Белянцева Марина Евгеньевна

Belyanceva Marina Evgenevna

Студентка  ВСФ ФГБОУВО РГУП., г. Иркутск

marina_belyanceva@mail.ru

Егорова Татьяна Алексеевна

Egorova Tatyana Alekseevna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП., г. Иркутск

tatyana.egorova.1999@bk.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования Российской Федерации. Эти законодательные акты составляют многоуровневую и сложную систему.

Annotation. The main normative legal acts are considered in this article, regulating the sphere of education of the Russian Federation. These legislative acts are multi-level and complex system.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, система образования, закон об образовании, Российская Федерация, источник образовательного права.

Keywords: regulatory legal act, system of education, law of education, the Russian Federation, source of education law.

Источники образовательного права расположены в определенной иерархии. В Законе об образовании 2012 г. (ст. 4) формулируется состав понятия «законодательство об образовании». [1] В этой статье к законодательству относится совокупность собственно законодательных актов, а также нормативных актов подзаконного характера, закрепляется система правового регулирования отношений в сфере образования.  Основным и базовым НПА является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Конституция РФ – основной закон нашей страны, обладающий высшей юридической силой, в котором закреплено право каждого на образование (ст. 43). В соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования (ст. 72). Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования (ст.114). [2]

Составляющей частью системы нормативно-правовых актов являются международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, которые устанавливают международно-правовые обязательства Российской Федерации в сфере образования. В условиях современных процессов глобализации происходит регламентация образовательных отношений на мировом уровне. Нормы, регулирующие отношения в области образования содержатся в универсальных (в рамках ООН, ЮНЕСКО и т.д.), региональных, принятых на уровне СНГ, Совета Европы и др. соглашениях. В 2003 году Российская Федерация присоединилась к странам-участницам Болонского соглашения. Также существуют двусторонние договоры государств по сотрудничеству в сфере образования, науки и культуры. [3]

Центральным законом, на базе которого и выстраивается остальное законодательство об образовании, является Федеральный закон «Об образовании РФ», принятый в 2012 году. В преамбуле этого закона закрепляются правовые, организационные и экономические основы образования в нашей стране, основные принципы государственной политики России в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также правовое положение участников отношений в сфере образования Российской Федерации.

В систему источников входят и подзаконные акты, принимаемые главой государства, правительством и федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты, регулирующие образовательные отношения на региональном (субъекта РФ) и муниципальном уровнях, а также локальные нормативные акты.

Подзаконное нормотворчество обычно более оперативно и быстро реагирует на новые явления в сфере образования. Например, указы, принимаемые главой государства, затрагивают наиболее важные направления государственной образовательной политики государства в области образования, государственного управления образованием и гарантий реализации конституционного права каждого на образование. [4]

Для содействия реализации полномочий Президента в сфере образования и науки создано Управление по научно-образовательной политике, в число задач которого входят подготовка проектов указов, распоряжений и поручений Президента РФ по вопросам науки и образования.  В целях развития науки и образования в Российской Федерации, выработки актуальных направлений государственной политики в области научно-технического развития и образования, а также совершенствования государственного управления при рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки и образования, в этой сфере создан, совещательный орган,  Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.  Значительными нормотворческими полномочиями в сфере образования наделяется Правительство РФ. Закон об образовании 2012 г. содержит предписания, обязывающие Правительство РФ принять те или иные подзаконные нормативные правовые акты (порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и др.). Для подготовки проектов актов, требующих решения Правительства, был создан Департамент науки, высоких технологий и образования. Департамент обеспечивает деятельность Правительства по вопросам, входящим в сферу его ведения, и взаимодействует с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, с другими государственными органами и организациями.  Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, является Министерство образования и науки Российской Федерации. Минобрнауки России занимает центральное место в системе органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, однако наряду с ним, подзаконные нормативные правовые акты могут принимать также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации. [5]

После принятия Закона об образовании 2012 г. в субъектах Российской Федерации были приняты законы, построенные по принципу первого. Нормативно-правовые акты субъектов РФ принимаются с целью регулирования общих вопросов образовательной деятельности в конкретном регионе, а также регулирования вопросов, отнесенным к компетенции субъектов РФ. Они закрепляют особые гарантии участников образовательных правоотношений и экономические, финансовые отношения  в сфере образования. Определенные полномочия в сфере образования есть и у муниципальных образований. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится  организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего общего образования на территории муниципального образования и т.п. Правовые акты муниципалитетов, как и правовые акты субъектов РФ, обязаны соответствовать предписаниям федерального закона согласно Закону об образовании 2012г. (п. п. 4 и 5 ст. 4). Этот принцип не только обеспечивает целостность и согласованность всего законодательства об образовании, но и приводит сейчас к актуализации муниципальных источников образовательного права.

Особое значение для правого регулирования отношения в сфере образования имеют локальные акты (приказы, положения, правила, регламенты, инструкции и т. д.).  Они принимаются самостоятельно образовательными организациями по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, устанавливают правила приема обучающихся, режим занятий, организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, определяются порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся и многое другое.

Несмотря на то, что регламентация важнейших аспектов образовательной политики осуществляется множеством нормативно-правовых актов различных уровней, задача систематизации образовательного законодательства остается актуальной. Важной задачей продолжает быть приведение в соответствие с федеральным законодательством многочисленных региональных и муниципальных актов, регулирующих отношения в сфере образования. Закон об образовании 2012г. сыграл ключевую роль в завершении продолжительного этап реформирования системы образования.

Библиографический список:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)  // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Первоначальный текст редакции опубликован в Российской газете, № 237, 25.12.1993.
  3. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Правовое регулирование отношений в сфере образования: научно-практический комментарий статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Ежегодник российского образовательного законодательства. — М.: ФГУ «ФЦОЗ», 2013, Т. 8. — С. 7-25
  4. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 (ред. от 17.11.2017 г. N 557) // СЗ РФ.2012. 19. Ст. 2336.
  5. Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 (ред. от 09.06.2017) //СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2923.