Барашева Е. В., Добрынин Н. В., Кынзыбеев А. Б.Историко-правовые аспекты роспуска Федерального Собрания

Историко-правовые аспекты роспуска Федерального Собрания

Historical and legal aspects of dissolution of the Federal Assembly

 

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Victorovna

К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Добрынин Никита Владимирович

Dobrynin Nikita Vladimirovich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

dobr10@yandex.ru

Кынзыбеев Аян Баярович

Kynzybeev Ayan Bayarovich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

ayan.kynzybeev@gmail.com

 Аннотация: Анализ историко-правовые аспекты роспуска Совета Федерации, так же изучения его конституционного правового статуса. Объектом исследования является Федеральное Собрание и роль его деятельности в истории.

Annotation:  Analysis of historical and legal aspects of the dissolution of the Federation Council, as well as the study of its constitutional legal status. The object of the study is the Federal Assembly and the role of its activities in history.

Ключевые слова: совет федерации, роспуск совета федерации, конституция Российской Федерации, правительство, президент, совет федерации, Указом № 1400, историки–правовые аспекты формирования совета федерации.

Keywords: the Federation Council, the dissolution of the Council of Federation, the Constitution of the Russian Federation, the government, the President, the Federation Council, decree No. 1400, the historical legal aspects of the formation of the Federation Council.

В   начале 90-х годов происходили коренные изменения во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Эти изменения сделали нашу страну такой, какой мы видим ее сегодня. Рассмотрим подробнее одно из событий тех годов, повлиявших  коренным образом на политическую жизнь нашей страны.

21 сентября 1993 президент Российской Федерации — Ельцин Б.Н. издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».  [3]  Действия президента были признаны неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации. Так же против данного закона выступал Верховный Совет Российской Федерации, он, основываясь  на решении Конституционного Суда РФ о незаконности действий президента, принял постановления «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.».  [4]

После чего полномочия президента были переданы вице-президенту Александру Владимировичу Руцкому, который принял присягу Президента РФ в ночь на 23 сентября. Вечером того же дня большая часть Советов поддержала конституционный строй, признав действия Ельцина Б.Н. неправомерными. Ельцин Б.Н. выступал против сложения полномочий президента, данный факт стал ключевой проблемой – образования в стране двоевластия, между Верховным Советом Российской Федерации и Ельцин Б.Н. Вследствие этого Руцкой А.В. начал формирование нового правительства, вместе с этим назначил новых руководителей силовых министерств. В тот же день, 23 сентября 1993 года, начал свою работу Х внеочередной чрезвычайный съезд народных депутатов, который принял постановление «О политическом положении в РФ в связи с государственным переворотом»,  [5] затем был назначен прокурор для расследования государственного переворота, так же было дано согласие на проведение досрочных выборов депутатов и президента. Вследствие чего данный орган, избранный 4 марта 1990 года, был распущен 21 сентября 1993 года по указанию Президента – Ельцина Б.Н., спустя две недели указ приведен в исполнение с использованием военной техники. 3 октября 1993 года Ельцин Б.Н. отстранил Руцкого А.В. от обязанностей вице-президента Российской Федерации.

После взятия силовиками Белого Дома, вечером 4 октября 1993 года Руцкой был взят под стражу, ему были предъявлены обвинения в организации массовых беспорядков последних двух дней, после задержания был доставлен в Лефортово. [2]

Вскоре приняли Конституцию 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования, одновременно с этим была прекращена конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 года. Новая конституция значительно расширила полномочия Президента, вследствие чего произошли коренные изменения в конституционном строе и политической системе власти Российской Федерации. [7]  Это подтверждается ст.80, в которой указываются полномочия Президента по формированию направлений внутренней и внешней политики, так  же говорится о том, что Президент является гарантом Конституции. [6] Подтверждением изменений формирования политической системы власти являются издания ряда нормативно-правовых актов, таких как: положения о выборах депутатов Совета Федерации, порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Из этого мы можем сделать вывод, что события осени 1993 года были борьбой за формирование государственной власти – изменения приняли к установлению президентской республики. Президент исполняет свои полномочия в соответствии с Конституцией и Федеральными Законами, которые издаются правительством Российской Федерации, из этого следует, что Президент косвенно подчиняется Правительству Российской Федерации. Но,  Президент и Правительство выполняют свои полномочия на  основе взаимоуважения и взаимодополнения, например, инициатива правительства подлежит подписанию президента и в то же время правительство может выразить свои недовольства президенту – вотум недоверия. [5]

Рассмотрим процедуру роспуска Правительства Российской Федерации в соответствии с новой Конституцией 1993 года, данный порядок указан в ст.109, имеющей отсылочные нормы на ст.111 и ст.117, в которых указывается, что отставка правительства может происходить как по инициативе самого правительства, так и по инициативе президента, в случае сложения полномочий или отставки оно продолжает действовать до формирования нового Правительства Российской Федерации. [1]

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации (Принята на Всенародном референдуме) [текст] // Российская газета. 25.12.1993 г.  
  2. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978) //[Электронный ресурс] –http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3136#03549612376091533
  3. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400
    «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от: 11 октября, 24 декабря 1993 г., 10 января 2003 г. //[Электронный ресурс] — режим доступа  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14733/

  1. О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.: Постановление ВС РФ от 22.09.1993 N 5780-1//[Электронный ресурс]-режим доступа http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=608884#006956285742020696
  2. О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом: постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 24 сентября 1993 года № 5807-I // [Электронный ресурс]-режим доступа https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_СНД_РФ_от_24.09.1993_№_5807-I
  3. Снегирёв В. Осеннее обострение // Российская газета. — 3 октября 2003 г.. — № 197
  4. Латухина К. Расстрел Белого дома объявлен терактом // Независимая газета. — 05.10.2004.