Барашева Е. В., Кирдяев А. В., Миронов А. Н. Проблемы перехода земельных участков из одного муниципального образования к другому

Проблемы перехода земельных участков из одного муниципального образования к другому

Problems of transition of the parcels of land from one municipality to another

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Victorovna

к.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Кирдяев Алексей Вячеславович

KirdaevAlekseiVyacheslavovich

Студент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

kirdaevalex.ru@mail.ru

Миронов Александр Николаевич

 MironovAleksandrNikolaevich

Студент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

mironov.alexhunter@yandex.ru

Аннотация. В статье приведеныпроблемы перехода земельных участков и их объединение, разделение, выделение, присоединение, порядок преобразования и изменение статуса городского населения.

Abstract. the article presents the problems of land plots transition and their Association, division, allocation, joining, transformation procedure and change of the status of the urban population.

Ключевые слова: муниципальные объединения, разделение, население, преобразование, территория.

Key words: municipal merger, division, population, the transformation of the area.

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Объединение – слияние двух или более муниципальных образований в одно новое муниципальное образование с переходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся муниципальных образований к вновь возникшему муниципальному образованию.

Разделение – разделение одного муниципального образования на два и более муниципальных образований. При этом разделяемое муниципальное образование прекращается с передачей его территории, прав и обязанностей вновь создаваемым муниципальным образованиям.

Выделение – создание одного или нескольких муниципальных образований путем выделения их из состава, преобразуемого муниципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего.

Присоединение – вхождение одного муниципального образования в состав другого с передачей преобразуемому муниципальному образованию своей территории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существования.

Приобретение (утрата) части населенной территории – передача одним муниципальным образованием другому муниципальному образованию части его территории с расположенным на ней населенным пунктом.

Порядок преобразования. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, также выраженного путем голосования, либо на сходах граждан. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г., либо на сходах граждан.

Выделение земельного участка представляет собой определение доли в общей собственности. В результате получается несколько участков, а первоначальная площадь сохраняется с другими границами. Гражданин, получивший долю, имеет право полностью ею распоряжаться. Для выделения части потребуется согласие всех остальных владельцев, с соблюдением их преимущественного права на отчуждение.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г. и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Перераспределение происходит в отношении смежных участков, и согласия других владельцев на это не требуется. Если речь идет о владениях в пределах уже застроенной территории, то здесь используется такой способ образования, как раздел, в том случае, когда данная процедура одобрена муниципальным органом и соответствует общей кадастровой схеме. После того как раздел произведен, застройщик или арендатор теряет права на землю.

При преобразовании муниципальных образований решаются вопросы правопреемства, перехода от одних муниципальных образований к другим прав и обязанностей. Под правопреемством муниципальных образований следует понимать переход в соответствии с законом или договором прав, обязанностей от одного муниципального образования – правопредшественника к другому муниципальному образованию-правопреемнику. [1]

Муниципальными образованиями – правопредшественниками выступают объединяющиеся, разделяющиеся, присоединяющиеся муниципальные образования, а также муниципальные образования, утрачивающие часть населенной территории или из которых выделяются новые муниципальные образования. Муниципальными образованиями-правопреемниками выступают муниципальные образования, создаваемые путем объединения, разделения, выделения, муниципальные образования, к которым присоединяются другие муниципальные образования, а также приобретающие населенные территории. Нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления муниципальных образований-правопредшественников, продолжают действовать на соответствующих территориях до тех пор, пока они не будут пересмотрены или отменены (за исключением актов, содержащих обязанности перед гражданами и организациями) органами местного самоуправления муниципальных образований-правопреемников. В отношении гражданско-правовых договоров, заключенных муниципальным образованием – правопредшественником, находящихся в силе на момент правопреемства, применяются общие положения гражданского законодательства. В отношении иных договоров муниципальное образование-правопреемник заключает с контрагентом соглашение об их прекращении или о замене стороны в договоре. В случае преобразования муниципальных образований в форме объединения и присоединения имущество переходит муниципальному образованию-правопреемнику в соответствии с законодательством РФ. В случае преобразования муниципальных образований в форме разделения или выделения вопросы правопреемства в отношении имущества решаются в соответствии с законодательством на основе договоров, заключенных муниципальными образованиями-правопреемниками. В случае преобразования муниципального образования в форме приобретения или утраты им части населенной территории вопросы правопреемства в отношении имущества решаются на основе договоров, заключенных между муниципальным образованием, утрачивающим соответствующую часть населенной территории, и муниципальным образованием, приобретающим ее. В собственность муниципального образования-правопреемника переходят расположенные на его территории муниципальные земли правопредшественника в границах вновь образованного муниципального образования, устанавливаемых областным законом. [2]

Преобразование муниципальных образований требует для перехода от существующей системы муниципальной власти к новой введения переходного периода. Переходный период – время, в течение которого на преобразуемой муниципальной территории действуют и новые, и старые органы местного самоуправления, принимается устав нового муниципального образования, изменяется устав преобразуемого муниципального образования, решаются вопросы правопреемства. В переходный период главная задача новых органов местного самоуправления – разработка и принятие устава муниципального образования. Главная задача органов самоуправления муниципального образования-правопредшественника – обеспечение муниципального управления в полном объеме, за исключением внесения изменений в устав муниципального образования.

Установление территории и границ – необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. Он может быть составным элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований, поскольку последние в собственных уставах описывают свои границы и раскрывают состав своей территории. При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность и этого фрагмента устава. Однако регистрирующий орган не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования. Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований в вопросе о территориальном размежевании между ними. Поэтому субъекты Федерации должны еще законодательно закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований при образовании, преобразовании (объединении, разделении, присоединении, выделении, приобретении (утрате) части населенной территории), упразднении муниципальных образований, а также при приобретении либо утрате ими части ненаселенной территории. Идеальный вариант – законодательное установление территории и границ муниципального образования до акта регистрации его устава.

Е.С.Шугрина пишет: ”По данным Минрегиона России, в2009—2010 гг. было зафиксировано 439 случаев преобразования муниципальных образований, в том числе 436 случаев объединения, два случая разделения муниципальных образований (Московская и Оренбургская области) и один случай изменения статуса городского поселения на городской округ (Забайкальский край). Причем только два пре образования были инициированы органами местного самоуправления (Алтайский край), один случай инициирован федеральными органами государственной власти (Мурманская область). В остальных случаях с инициативой преобразований выступали органы местного самоуправления. По данным Минрегиона России, в2011—2012 гг. появилась тенденция к изменению статуса городского поселения на сельское (Брянская, Смоленская, Магаданская области, Республика Адыгея — по 1 поселению, Приморский край — 2 поселения и Хабаровский край — 4 поселения), 2 муниципальных района бы ли преобразованы в городские округа в Нижегородской области, продолжилось массовое объединение сельских поселений в Костромской (количество сельских поселений сократилось на 12), Тульской (8), Кировской (16), Нижегородской (8) областях, Рес публике Татарстан (13) и Алтайском крае (36). При характеристике установления и изменения границ муниципального образования в Федеральном законе № 154 ФЗ ис пользовались такие термины, как «образование», «объединение», «преобразование» или «упразднение» муниципальных образований. Остальные термины, используемые в региональных нормативных актах (например, «объединение», «разделение», «выделение»), служили для их детализации, фиксируя конкретные формы образования, преобразования, упразднения муниципальных образований. В Федеральном законе № 131 ФЗ используются такие термины, как «изменение границ муниципального образования» и «преобразование муниципального образования».

На основании ч. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Похожие формулировки содержатся в Европейской хартии местного самоуправления, в ст. 5 которой предусматривается, что изменение границ территорий, вкоторых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем про ведения референдума там, где это допускается законом. Обращает на себя внимание одинаковая формулировка «допускается с учетом мнения». В Федеральном законе № 131 ФЗ формулировки иные: «осуществляется с учетом мнения», «осуществляется с согласия населения». Раскрывая содержание конституционных основ гарантирования самостоятельности местного самоуправления, в том числе при проведении территориальных изменений, Конституционный Суд РФ в ряде решений сформулировал важные правовые позиции. Из решений Конституционного Суда РФ. Конституционное пред писание об учете мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, относится к элементам конституционно правового статуса местного самоуправления и является одной из необходимых гарантий права граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. Данный императив ограничивает свободу усмотрения законодателя и правоприменителя при принятии ими решений, касающихся изменения тер риториальной организации местного самоуправления; при этом в любом случае изменение территориальной организации местного самоуправления не может приводить к отказу от него».

Библиографический список:

  1. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с.
  2. Преобразование МО. Изменение границ МО: понятие, формы, процедура- [электронный ресурс] //http://zakon-municipal.ru/index.php?whatdo=full&id=1036# (Дата обращения 18.02.2018)