Барашева Е. В., Кузнецова А. А., Штогрина А.А. Преимущества и недостатки непосредственной демократии в Российской Федерации
Преимущества и недостатки непосредственной демократии в Российской Федерации
Advantages and disadvantages of direct democracy in the Russian Federation
Барашева Елена Викторовна
Barasheva Elena Victorovna
К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
barahevaev@bk.ru
Кузнецова Александра Александровна
Kuznetcova Aleksandra Aleksandrovna
Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск
Aleksandrakuznetcova19@yandex.ru
Штогрина Анна Александровна
Shtogrina Anna Aleksandrovna
Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск
Anna.as.888@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются понятие, преимущества и недостатки прямой демократии в Российской Федерации. Раскрывается суть вопросов, связанных непосредственно с осуществлением власти многонационального народа в Российской Федерации, также выделены аспекты, которые реализуются на данный момент, и те которые носят лишь формальный характер.
Annotation. This article examines the concept, advantages and disadvantages of direct democracy in the Russian Federation. The essence of the issues connected directly with the exercise of the power of the multinational people in the Russian Federation is disclosed, as well as the aspects that are being realized at the moment, and those that are only of a formal nature.
Ключевые слова: Преимущество, недостатки, непосредственная демократия, власть, народ, актуальность, формальный характер, аспекты.
Key words: Advantage, disadvantages, direct democracy, power, people.
Понятие демократия означает, народовластие, власть народа. В наше время, нет таких демократических государств, в которых весь народ осуществлял бы политическое властвование, такой идеал демократии нигде не реализован. Однако есть государства, которые продвигаются в этом направлении дальше других, а остальные ориентируются глядя на них.
Основными характеристиками демократического режима является:
– признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина
– решения принимаются народом-большинством с учетом интересов большинства
– выборность и сменяемость органов государственной власти
– политический плюрализм
– гласность
– принцип разделения властей
Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. В данной статье мы рассмотрим непосредственную демократию.
Прямая демократия обозначается тем, что народ принимает непосредственное участие в обсуждения вопросов касающихся осуществления власти, а также принятии решений. Она характеризуется отсутствием любой формы посредничества между желаниями народа и их реализацией.
Такой политический режим подразумевает под собой, то что власть не должна быть захвачена силой, она принадлежит исключительно народу. Провозглашение и признание прав и свобод человека и гражданина; выборность органов власти: государственных, местного самоуправления, должностных лиц; гласность в деятельности государства. В идеале, такая форма политической организации общества полностью позволяет народу принимать основные решения, которые выдвигаются и исполняются непосредственно гражданами.
Так народ может осуществлять свою власть с помощью институтов прямого народовластия: (выборы, референдумы, которые регламентированы Конституцией), сходы и собрания граждан митинги и демонстрации, всенародные обсуждения, петиции граждан.
Также прямая демократия имеет свои положительные и отрицательные моменты.
К положительным относится:
– возможность народа выражать интересы граждан в большей мере
– обеспечивать полную легитимизацию власти
– контроль над политической элитой
– эффективный контроль над политическими институтами
– не позволяет злоупотреблять властью
– не допускает расслоения между правящей стороной и народом
– при прямой демократии возрастает активность людей в политической сфере
– возможность народа изъявлять свои желания
– происходит самореализация личности в политической системе
К отрицательным относится:
-низкая эффективность в принятии решений, так как не все граждане компетентны в тех или иных вопросах
– она создает сложности при практическом осуществлении
– нет возможности привлечь всех граждан без принуждения к участию в политической деятельности, так как многие не изъявляют желания заниматься политикой
– мнение большинства влияет на мнение меньшинства
– большой разброс мнений мешает выбору единого решения
Проблема изъянов демократии актуальна на данный момент тем, что непосредственная демократия не реализуется в обществе в полном объёме. У граждан есть определенный стандарт понимания демократии, что она в себе подразумевает формально, поэтому мы можем увидеть, то чего не хватает именно в реальной жизни. В демократическом государстве ответственность перелагается на каждого члена общества, чего не получится в ином другом. Это общество ответственных людей друг перед другом, но при этом возвращаясь к реалиям, понимаем, что не каждый человек в силах взять на себя ответственность за решение какого-либо вопроса, возможно даже, не потому что ему это не интересно, хотя и такое бывает, а потому что ему недостаточно знаний для принятия решения, он просто некомпетентен. Чтобы каждый мог принимать решения адекватно, надо отталкиваться не только от представлений о демократии, но и полагаться на закон, ведь
«демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым». Так одним из решений устранения минусов демократии может являться приобщение граждан к закону, поэтому «Закон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и люди несведущие». Сенека.
Именно при непосредственной демократии общество движется к всеобщему благу, поэтому мнение большинства приветствуется и реализуется, но остается та часть общества «меньшинство», интересы которой не удовлетворяются, такие моменты тоже нужно устранять, чтобы получить желаемый формальный стандарт демократии не только в теории, но и на практике. Граждане, которые входят в категорию меньшинство, ставят свои интересы превыше всего, при этом в ущерб большинству, это может происходит по разным причинам, начиная от невозможности в принципе их реализовать и продолжается тем, что сами идеи носят не демократический характер. Не все люди хотят жить в демократическом государстве, есть отдельные категории граждан, которые разделяют группы меньшинства на ещё более мелкие подгруппы, они продвигают свои интересы, преследуя различные мотивы и цели, которые не обязательно демократические, возможно даже не законные, а то и террористические. Предотвратить такую проблему, можно с помощью людей, которые относятся к большинству, таким образом, чтобы они мотивировали людей к благому с помощью: религии, книг, передач и других источников информации, но не навязчиво, так как мы строим демократическое общество, а не тоталитарное. Поэтому когда строишь демократию в стране нужно действовать не только по критериям демократии, а в совокупности с законами. Конечно, если говорить глубоко о том, как воплотить в жизнь ту демократию, что написана в книгах, то, наверное, можно прийти к выводу, что прямой демократии никогда не будет, потому что всегда останется, то мнение и те интересы меньшинства, которое не будут удовлетворены и реализованы. Но это не говорит о том, что если не получится добиться абсолютной реализации прямой демократии, то и не надо даже пытаться, наоборот надо использовать все возможности чтобы добиться максимума.
Как начать? Начинать нужно с думающего общества. То есть дать возможность человеку быть услышанным, с помощью различных референдумов: общефедеральных, региональных, местных. Когда человек будет понимать наверняка, что у него есть возможность выражать своё мнение и быть услышанным, он будет вынужден задействовать свой мозг, для того, чтобы предлагать умные и важные для общества идеи. Он будет осознавать, что несёт определённую ответственность перед гражданами, за то, что он хочет видеть в своей стране и желает того же своим
соотечественникам.
Также немало важная проблема это преступность. Прямая демократия способна устранить эти проблемы, так как именно она обозначает, то что каждый человек хозяин своей страны. В таком обществе никто не позволить ошибающемуся человеку воплощать свои преступления в жизнь. В иных случаях, тот, кто оступился и совершил преступление понесет за него справедливое наказание, потому как за законностью правосудия смогут следить граждане компетентные в этом вопросе, как было сказано выше, это те кто относятся к группе большинство и действуют в интересах общества, они не позволят остаться безнаказанному человеку, который совершил преступление.
Следующая проблема не позволяющая осуществиться прямой демократии является коррупция. Это очень серьёзная проблема в нашей жизни, она требует целого комплекса мер, чтобы её предотвратить. Коррупция – это использование должностного положения. Она разжигает рознь между людьми в их благополучии, а следовательно и в их возможностях, деньги всегда играли важную роль в жизни людей. Если большое количество денег скапливается у одного человека, ещё и нечестным путём, можно предположить, что они не пойдут на пользу всего народа, а скорее послужат средствами удовлетворения личных интересов, которые не обязательно законны. Люди подвержены коррупции, когда неэффективно работает система, поэтому чтобы забыть о такой проблеме, нужно приложить массу усилий. Для борьбы с ней необходимы законы, которые будут все четко регулировать, необходима полная открытость в деятельности государственных органов и общественный контроль.
В заключение хочется отметить, что такие проблемы быстро не решаются, но чтобы их убрать из жизни общества, нужно начинать с малого, а точнее с самого себя. Мало указывать на недостатки других людей и недочёты системы управления в целом, нужно пытаться их предотвратить, прямая демократия в этом играет важную роль, попробуй сделать благое дело для всего общества сам, и другие возьмут пример с тебя. Ведь построение прямой демократии в обществе это не отдельная роль одного гражданина, а это усилия всего общества.
Библиографический список:
- Конституция Российской Федерации: Герб. Флаг. Гимн. 2018 год / сост. Таранин А. Б. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 64с.