Барашева Е.В., Литвинова Н.Н. Печатные, аудиовизуальные и визуальные материалы в преподавании конституционного права

Материалы Всероссийской НПК “Право. Экономика. Общество” 1 апреля 2017 г.

Печатные, аудиовизуальные и визуальные материалы в преподавании конституционного права                                                 

Printed, audiovisual and visual materials in the teaching of constitutional law

 

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Viktorovna

К.э.н., доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Литвинова Надежда Николаевна

Litvinova Nadezhda Nikolaevna

Преподаватель ГАПОУ ИКЭСТ, филиал г. Ангарск

nadia161989@mail.ru

 

Аннотация. Данная статья посвящена  применению на занятиях  печатных, аудиовизуальных и визуальных материалов в преподавании конституционного права.

Annotation. The article is devoted to the use of printed, audiovisual and visual materials in the teaching of constitutional law.

Ключевые слова: конституционное право, тестовые задания, конституция, видеофильм, учебные материалы.

Keywords:  Constitutional law, test tasks, constitution, video, educational materials.

 

На учебных занятиях по праву обучащихся,  следует научить понимать, анализировать, применять, создавать и оценивать печатные, аудиовизуальные и визуальные материалы, имеющие отношение к конституционному праву, и успешно использовать их в повседневной жизни.

Круг учебных материалов, применяемых в правовом образовании, может быть самым разнообразным. Их использование зависит от доступности, значимости и учебных целей, которые ставит преподаватель на учебном занятии. Но чем шире круг привлекаемых учебных материалов, тем более полную картину правовых явлений можно воссоздать, обнаружить больше значимых связей, деталей, нюансов, достичь более глубокого понимания изучаемого вопроса. Печатные, аудиовизуальные и визуальные материалы являются важным альтернативным источником знания.

Печатные, аудиовизуальные и визуальные материалы помогают:

  1. мотивировать, стимулировать, активизировать учебную деятельность,
  2. повысить интенсивность процесса обучения и воспитания, активизируя ранее полученное знание,
  3. углубить и расширить процесс познания,
  4. абстрактные понятия, идеи наполнить конкретным смыслом, проиллюстрировать явление,
  5. развивать критическое, аналитическое мышление, наблюдательность
  6. сформировать компетенции.

Все печатные материалы обладают определенными учебными свойствами. Можно выделить достаточно большое количество разнообразных видов печатных материалов, но для правового образования наиболее значимыми являются следующие:

  1. юридические акты,
  2. политические документы, речи, программы,
  3. материалы СМИ,

Особое внимание обращается на развитие у обучающихся умения пользоваться справочной литературой: словарями, энциклопедиями. Учащиеся должны уметь применять справочники, находить необходимые книги, знать систему поиска, интерпретировать справочный материал.

Аудиовизуальные и визуальные материалы помогают обучащимся получить яркие слуховые и зрительные представления и образы, воссоздавать правовые, политические, общественные события и явления.

Аудиовизуальные и визуальные материалы можно классифицировать, используя различные основания, например, по содержанию их можно разделить на следующие виды:

1 предметные материалы – это вещи, орудие, оружие,

2 изобразительные материалы делятся на художественные – это живопись, рисунки и на документальные – это фотографии, слайды,

3 условно – графические материалы – это плакаты, карикатуры, карты, диаграммы,

4 видео материалы – кинофрагменты.

План занятия  на тему «Государственная власть в России»

Цель: – разъяснить особенности президентской, законодательной, исполнительной, судебной властей в современной России;

совершенствовать умение самостоятельно добывать и систематизировать знания;

формировать чувство ответственности за будущее своей страны.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Мотивационная беседа, настрой на успешную плодотворную работу, целеполагание.

  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по теме «Право»: право, признаки права, функции права, система права, признаки правового государства, конституция, принципы устройства России, конституционные обязанности гражданина, ст.1, ст.2, ст.3. ст.10, ст.11п.1

  1. Практическая работа с источником.

На столах Конституция.

1 группа «Президентская власть» – глава 4 Конституции

2 группа «Законодательная власть» – глава 5 Конституции

3 группа «Исполнительная власть» – глава 6 Конституции

4 группа «Судебная власть» – глава 7 Конституции [1]

Ответы на вопросы «Как формируется?» и «Каковы функции?» оформить письменно, ответ на вопрос «Каково значение?» подготовить устно.

На подготовку отводится 10-12 минут, затем группы афишируют свою информацию (10-12 минут), которую учитель сопровождает показом видеороликов (по 1 минуте каждый) об осуществлении видов власти.

  1. Инструктаж домашнего задания.

Заполнить таблицу до конца и выучить, написать эссе на тему: «Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку, нарушение закона и отказ от власти приводит к беспорядку» (китайский философ Хань Фэй)

  1. Релаксационный момент.

Анализ предварительной анкеты на определение способности быть Президентом.

  1. Закрепление. Выполнение заданий самостоятельно в парах (5 минут).

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из приведенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

____________(1) РФ предусматривает разделение на законодательную, исполнительную и судебную_______(2). Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т.е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность ______________(3) каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный___________(4), в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать___________(5). Так практически обеспечивается господство _____(6).

Правовое _________(7) считают наиболее демократически развитым государством – лучшего пока человечество не придумало.

Выбери верный ответ.

  1. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что

А) все законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции

Б) Конституция является единственным правовым актом государства

В) Конституция принимается главой государства – президентом

Г) в Конституцию нельзя вносить никакие поправки и изменения

  1. 2. Акт, принятый высшим представительным органом Российской Федерации, называется

А) постановлением правительства

Б) конституцией РФ

В) Постановлением Верховного суда РФ

Г) Федеральным законом

  1. 3. Установите соответствие между органами власти РФ и их компетенцией: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Компетенция

А) осуществляет управление федеральной собственностью

Б) решение вопроса о доверии Правительству

В) отрешение Президента от должности

Г) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Д) утверждение указа Президента о введении военного положения

Е) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения

Ж) роспуск Государственной думы

З) решение вопросов гражданства

  1. Отметьте источники российского права:

А) Конституция РФ

Б) Решение сельского схода жителей

В) Закон РФ «Об образовании»

Г) Указ Президента РФ

Д) Международный пакт «О гражданских и политических правах»

Е) Приказ директора школы села Дербетовка

  1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «государственная власть». Составьте два предложения о государственной власти в РФ.

Проверь себя.

Выбери верный ответ.

  1. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что

А) все законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции

Б) Конституция является единственным правовым актом государства

В) Конституция принимается главой государства – президентом

Г) в Конституцию нельзя вносить никакие поправки и изменения

  1. 2. Акт, принятый высшим представительным органом Российской Федерации, называется

А) постановлением правительства

Б) конституцией РФ

В) Постановлением Верховного суда РФ

Г) Федеральным законом

  1. 3. Установите соответствие между органами власти РФ и их компетенцией: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Компетенция

А) осуществляет управление федеральной собственностью

Б) решение вопроса о доверии Правительству

В) отрешение Президента от должности

Г) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Д) утверждение указа Президента о введении военного положения

Е) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения

Ж) роспуск Государственной думы

З) решение вопросов гражданства

  1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «государственная власть». Составьте два предложения о государственной власти в РФ.

Например:

  1. Государственная власть в РФ осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.
  2. Высшим нормативным актом государственной власти является закон.
  3. Любой акт государственной власти, содержащий нормы права, это нормативный акт.
  4. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти.
  5. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
  6. Для управления страной государственная власть принимает решения, которые, обязательны для всех граждан и учреждений.
  7. Существуют правовые нормы, ограничивающие государственную власть.
  8. Местные вопросы жизни людей разрешаются ими самими без участия государственной власти. (ст.3)
  9. Политические партию всегда ставят перед собой задачу завоевать государственную власть.
  10. Государственная власть является важнейшей составляющей политической власти.
  11. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».
  12. Государственная власть имеет отличительные признаки: публичный характер, суверенный характер, ограниченность территорией.
  13. Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Самопроверка (4 минуты).

На экране правильный вариант, зачитать вслух после проверки.

Тестирование (устно по времени)

  1. Государственный орган – это… (Государственный орган – эта часть государственного аппарата, выполняющая определенные задачи в той или иной области общественной жизни.)
  2. Ветви власти в РФ… (законодательная, исполнительная, судебная)
  3. Законодательная власть представлена… (Федеральным собранием: Советом Федерации и Государственной Думой)
  4. Исполнительная власть состоит из… (председателя правительства, заместителей председателя правительства, федеральных министров)
  5. Судебная власть включает в себя… (Конституционный суд, Верховный суд, Арбитражный суд)
  6. Рефлексия.

Работа на занятии построена как диалог «преподаватель – обучающийся», при ведущей роли преподавателя  студенты, систематизируют свои знания о системе государственной власти в стране. При этом работают с текстом Конституции, вспоминают термины и понятия темы, выполняют тестовые задания.

Подобранный видеоматериал помогает сделать урок более целенаправленным и актуальным, студенты находят подтверждение теории на практике.

Обучающиеся самостоятельно и одновременно при поддержке студентов из своей группы отвечают на вопросы, формулируют выводы, значение и роль власти в жизни страны, уточняя для себя необходимые моменты. Закрепляют свои знания в паре, контролируя себя и товарища. Учатся принимать различные точки зрения, умению общаться, сотрудничать друг с другом.

Рефлексивный момент помогает осознать значимость своей работы на уроке, а также формирует позитивное ценностно-ориентированное отношение не только к себе, но и к людям, миру в целом.

Список источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)