Барашева Е. В., Минтаева В. Е., Теплова Н. Н.Проблемы ограничения свободы средств массовой информации в Российском государстве

Проблемы ограничения свободы средств массовой информации  в Российском государстве

The problems of limiting freedom of the means of mass information (mass media)

 in the Russia

 

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Victorovna

К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Минтаева Владислава Евгеньевна

Mintaeva Vladislava Evgenievna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП  г. Иркутск

vlamin99@mail.ru

Теплова Надежда Николаевна

Teplova Nadezhda Nikolaevna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП  г. Иркутск

teplovann@bk.ru

Аннотация. В статье предлагается анализ ограничения свободы Средств Массовой информации. Рассматриваются формы СМИ в Российской Федерации, свобода массовой информации, закрепленная в нормативно-правовых актах.

Annotation. The article suggests an analysis of the limitation of the freedom of the Media. Forms of mass media in the Russian Federation, freedom of mass information, fixed in normative legal acts are considered.

Ключевые слова: средства массовой информации, государство, независимые СМИ, государственный контроль, ограничение СМИ, свобода СМИ.

Key words: mass media, the state, independent mass media, state control, restriction of mass media, freedom of the media.

В современном мире область средств массовой информации (далее СМИ) можно смело назвать центром общественной жизни. СМИ является основным источником, формирующим знания человека о том, что происходит в мире. Распространяя ту или иную информацию, СМИ формирует взгляды и поведение отдельных личностей, социальных групп, что в итоге ссоздает определенное общественное мнение. Свобода СМИ предполагает прежде всего право на свободное выражение мнения — одно из важнейших прав человека. П. 2 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. устанавливает: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию, и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». [2]  А так же согласно статье 29 части 5 Конституции Российской Федерации: «Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещается». [1]

В то же время свобода СМИ не может быть безграничной, абсолютной. В этом плане справедливо мнение Ю. А. Решетова о том, что «ничем не ограниченной, не учитывающей интересы общества, свободы СМИ не существует, точно так же как, например, невозможно говорить о свободе государств, не говоря об обязанностях, налагаемых на них международным правом, и в том числе добросовестно соблюдать свои международные обязательства»[4]. Статья 4 федерального закона от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» описывает ограничения на реализацию свободы слова, запрещая использование СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а такжематериалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», запрещает распространение информации о запрещённых за экстремизм организациях и о способах производства и местах приобретения наркотиков, и ограничивает работу журналистов при освещении контртеррористических операций.  [5]

В России существуют такие виды СМИ как государственные и негосударственные. Они определяются объективными различиями статуса их учредителей, порядка создания и целей их деятельности, установленных соответствующими правовыми актами.

Для негосударственных организаций, осуществляющих телевещание и радиовещание и редакций периодических печатных изданий, созданных в форме коммерческих организаций, главной целью деятельности, соответствующей законодательству, является извлечение прибыли. Государство не вправе устанавливать для негосударственных СМИ ограничения свободы распространять массовую информацию, которые бы вели к ограничению их коммерческих интересов, за исключением тех случаев, когда такие ограничения необходимы для защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному (интеллектуальному и психическому) развитию, а также в других конституционно признанных целях ограничений.

Государственные СМИ, учрежденные органами власти, представляющими интересы народа, по своему происхождению обязаны в своей деятельности ставить главной целью обеспечение общественных интересов в содержании материалов, а не интересов одной из ветвей власти или президента и его окружения.

Официально цензура в России отсутствует, соответствующих государственных органов не существует, специального разрешения на публикацию от такого рода органов не требуется. Однако публикации печатных изданий, музыкальных произведений, фильмов, иных произведений, могут быть запрещены решением суда, если такие произведения будут признаны разжигающими социальную, национальную, религиозную, расовую рознь, призывающими к насильственному свержению власти и так далее, или порнографическими. Ярким примером являются «свидетели Иеговы», по решению Верховного суда Российской Федерации  от 20 апреля 2017 года их деятельность в России запрещена, так как их организация признана экстремисткой. [3]

В зачастую некоторые журналисты и редакторы независимых Интернет-ресурсов просят политическое убежище за границей, поскольку, как они утверждают, нарушение их прав в РФ стало вопиющим. В качестве примера можно привести журналистку Елену Маглеванную, она опубликовала статью о пытках чеченцев в российской тюрьме и в отношении неё было судебное решение о том, что она должна написать опровержение своей статьи и выплатить штраф. Елена отказываюсь писать опровержение и платить штраф, потому что она утверждала, что всё написанное в статье является правдой. За это Елене грозило тюремное заключение.

 В настоящее время законодательством Российской Федерации не обеспечены в должной мере гарантии свободного формирования общественного мнения, в том числе, направленные на обеспечение осуществления права граждан на получение достоверной, объективной информации о деятельности органов государственной власти и политических партий, а также не установлены гарантии политического плюрализма в деятельности электронных СМИ, включая равные условия доступа политических партий к СМИ.

Установленные законодательством Российской Федерации правовые меры ответственности за злоупотребления свободой СМИ являются неполными и несовершенными, а механизмы реализации мер ответственности являются крайне неэффективными, что способствует совершению злоупотреблений СМИ.

Таким образом, полагаем, что главной правовой проблемой при установлении в законе конкретных правовых ограничений свободы СМИ является определение, обоснование и юридическое формулирование границы между допустимыми деяниями и деяниями, подлежащими правовым ограничениям, что необходимо для предотвращения несоразмерности проектируемого ограничения свободы СМИ той угрозе обществу, которую можно предотвратить установленными ограничениями.

Таким образом, можно сделать вывод, что СМИ практически является четвертой ветвью власти, так как оно охватывает различные целевые аудитории и оказывает влияние на формирование сознания общества. Сущность этой проблемы, как правило, выходит за рамки предмета юриспруденции и тесно связана спроблемам реальных общественных отношений, в том числе политического, экономического, культурного и духовного развития общества.

Библиографический список:

  1. Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг. По состоянию на 2017 год. — Москва: Издательство «Э», 2017. – 64 с. – (Актуальное законодательство).
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml/ [дата обращения 15.02.2018 г.];
  3. Постановление Верховного суда РФ от 17 июля 2017г Дело № АКПИ17-238.

[дата обращения 15.02.2018 г.];

  1. Решетов Ю. А. Свобода информации: кому она принадлежит? // Московский журнал международного права. № 2, 2001 — с. 97 – 102;
  2. О средствах массовой информации: федеральный закон (ред. от 25.11.2017) №2124-1 от 27.12.1991г.