Барашева Е. В., Салтанова А. И., Тарбаева Е. Б.Проблемы занятости молодежи и пути их решения

Проблемы занятости молодежи и пути их решения

Problems of youth employment and the ways of their solutions

 

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Victorovna

К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Салтанова Ангелина Игоревна

Saltanova Angelina Igorevna

Студент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

saltanova.gelya@mail.ru

Тарбаева Екатерина Баировна

Tarbaeva Ekaterina Bairovna

Студент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

tarbuha00@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме занятости молодежи. В ней перечислены основные причины возникновения проблемы, а так же пути ее решения.  Дан анализ по безработице среди молодежи Иркутской области.

Annotation. This article is devoted to the problem of youth employment. It lists the main causes of the problem, as well as the ways to solve it. An analysis of unemployment among the youth of the Irkutsk region is given.

Ключевые   слова:    занятость, молодежь, трудоустройство, рынок труда, проблемы трудоустройства, работа, труд, выпускники.

Key words: the youth, employment, labor market, employment problems, work, work, graduates.

Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Молодежь — самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением.  [2] В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет. [3]

  Трудоустройство молодёжи на сегодняшний день является актуальной проблемой, так как спрос на молодых рабочих, не имеющих опыта и дополнительных навыков, невелик.

Можно сформулировать несколько принципиальных препятствий адаптации выпускника к его трудоустройству. В первую очередь — отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. С подобной ситуацией сталкивается практически каждый молодой человек. Начинающему специалисту устроиться на работу сложно — и стажа нет, и квалификации. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса.

Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным.  [2] Так по данным отчетов Иркутских Центров занятости актуальна вакансии в сфере сельского хозяйства, обрабатывающего производства, образования, строительства и, как сообщил председатель комитета по экономической политике Молодежного парламента при ЗС Владимир Рыхальский, по данным за прошедший год, наиболее востребованными являются рабочие профессии (например, профессии каменщика, бетонщика, штукатура). При этом возникла проблема невостребованности многих гуманитарных профессий именно поэтому в области более 60% выпускников вузов не работают по специальности.

При выходе на рынок труда в отсутствии адаптивности у молодых выпускников преобладают наивные ожидания от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Позже при встрече с рыночной ситуацией социальные ожидания не оправдываются и приводят к разочарованию, тревожным и депрессивным психологическим состояниям. В итоге столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации базовой системы ценностей.

Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки.

Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи.  [2]

Одна из эффективнейших мер — стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты.Характерным примером может служить соответствующая организация в Саратовской области. Она возникла в 1994 году как молодежная биржа труда, в 1997 была преобразована в «Центр занятости молодежи».

Чтобы решить проблему необходимо принять закон о квотировании рабочих мест для такой категории граждан. Однако этот вопрос находится в ведении федеральных властей. Администрация Иркутской области частично нашла выход из ситуации. Она, при заключении соглашений с компаниями, включают пункт о том, чтобы предприятия брали на работу определенное число молодых специалистов. Кроме того, региональные власти пытаются решить проблему сбалансированности рынка труда. К тому же, при такой государственной поддержке нужно учитывать создание таких трудовых мест, которые могут реализовывать гибкий график работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях.

Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. Проблема состоит в том, что службы занятости достаточно жестко ориентированы на структурацию своей деятельности по типу, исключающему возможности оптимизации механизмов конструктивной адаптации. Это обусловлено, прежде всего, жестким дефицитом средств. Руководство служб принуждено ориентироваться на реализацию ограниченных программ переобучения и информационное консультирование. Клиентам предлагается банк данных по вакансиям и небогатый набор профессий, которые они могут освоить. Напротив, ожидания клиентов связаны с получением подробной информации об условиях труда и содержании деятельности на предлагаемой работе, овладением навыков поведения при прохождении конкурса, приобретением возможности попробовать свои силы в новом деле. Службы занятости, очевидным образом, не учитывают реального уровня активности клиентов, структуры их ожиданий. Особенно очевидно это проявляется в практиках квотирования рабочих мест для молодежи: интерес юношей и девушек к такого рода трудоустройству минимален.

Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями.

Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.  [1]

Библиографический список:

  1. Мурзина И.В. Проблема трудоустройства современной молодежи (на примере выпускников Иркутской области). Сетевой институт дополнительного профессионального образования . [Электронный ресурс]. URL: https://posidpo.ru/murzina-i-v-problema-trudoustroystva/. (Дата обращения: 17.02.2018 г.);
  2. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда. Электронный научно-практические журнал «Гуманитарные научные исследования» [Электронный ресурс]. URL: http://view-source:http://human.snauka.ru/2014/06. (Дата обращения: 17.02.2018 г.);
  3. Исследовано в России [Электронный ресурс]: «Гарант» — информационно-правовой портал. URL: http//www/gks.ru;