Барашева Е. В., Шпиталь О. П., Щербакова Ю. Л.Проблемы занятости инвалидов в Российской Федерации

Проблемы занятости инвалидов в Российской Федерации

Employment problems of disabled persons in the Russian Federation

Барашева Елена Викторовна
Barasheva Elena Viktorovna

К.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Шпиталь Олеся Петровна

SpitalOlesyaPetrovna

студентка ВСФ ГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

olesya.shpital@mail.ru

Щербакова Юлия Леонидовна

Shcherbakova Julia Leonidovnа

студентка ВСФ ГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

yuliya.shcherbakova.99@bk.ru

Аннотация. В статье приведены результаты анализа проблемы занятости инвалидов в Российской Федерации. На основании данных результатов выделен ряд проблем, препятствующих решению данных задач по улучшению качества трудоустройства инвалидов.

Annotation. The article presents the results of the analysis of the problem of employment of disabled people in the Russian Federation. On the basis of these results, a number of problems hindering the solution of these problems to improve the quality of employment of persons with disabilities are identified.

Ключевые слова: инвалид, поддержка, трудоустройство, помощь, занятость, развитие.

Key words: disabled person, support, employment, assistance, employment, development.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН (Организации Объединенных Наций), в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земли.

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР (Пенсионного фонда России), в России официально зарегистрировано свыше 12 млн. граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Проблема занятости лиц с ограниченной трудоспособностью сегодня приобрела особую остроту.

Раньше, в условиях постоянного спроса на рабочую силу, инвалиды, желающие работать, могли самостоятельно трудоустроиться либо на обычных, либо на специализированных предприятиях.

В настоящее время спад производства, неплатежеспособность и банкротство предприятий, а также определенный уровень безработицы ставят инвалидов, ищущих работу, в неравные условия с прочими претендентами на рабочие места.[1]

Частным коммерческим компаниям и организациям брать на работу инвалидов представляется более чем невыгодным. Причин тому масса (высокий уровень ответственности, дополнительные затраты и др.) Государственные предприятия просто не в силах принять на работу большое число людей с ограниченными возможностями, а те, кого все-таки удается трудоустроить, составляют единичные проценты от общего количества инвалидов.

Например, на государственном уровне мало обращается внимания на:

  • невозможность большинства инвалидов передвигаться в общественном транспорте, въезжать в жилые и учебные строения и выезжать из них по причине того, что они являются инвалидами-колясочниками;
  • отсутствие специальных программ обучения инвалидов;
  • необорудование учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании».

В связи с этим можно сделать вывод, что граждане с ограниченными возможностями здоровья не могут обучаться и работать на равных со здоровыми гражданами.

По мнению Барашевой Е.В. необходимо взаимодействие работодателей и образовательных организаций для подготовки специалистов среднего звена, а следовательно и их занятости. [6]

К недостаткам современного законодательства можно отнести и то, что государственные социальные выплаты поставлены в зависимость от такого критерия инвалидности как группы ограничения способности к трудовой деятельности. Этим шагом государство отняло право распоряжаться своим трудом у большинства инвалидов, так как первая группа стала, по сути, означать понятие «нетрудоспособен».[2]

Вместе с тем, люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают различными способами добиваться первой группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры.

Государственные гарантии трудовой занятости инвалидов должны, разумеется, предусматривать комплекс мер, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одной из наиболее эффективных мер является квотирование рабочих мест. В реалии получается следующее.

Федеральным Законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утверждены положения, которые полностью исключают весь малый бизнес из-под действия норм квотирования рабочих мест для инвалидов. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, субъектами малого предпринимательства считаются организации, численность сотрудников в которых не превышает 35 человек, а квотирование рабочих мест устанавливается в организациях, численность работников которой превышает 100 человек.[3]

Кроме того, в нашей стране отсутствует применяемый в других странах законодательный механизм, согласно которому те предприятия, которые не заполняют всю квоту рабочих мест для инвалидов, вынуждены платить дополнительные налоги и сборы, которые в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора.[4]

Сейчас же, на данном этапе развития общества, целесообразно вести соответствующую политику для формирования общественного мнения по поводу возможности полноценной работы инвалидов на предприятиях (главным образом, на рабочих местах с минимальными физическими потребностями). Необходимо уже сейчас строить систему постепенного внедрения людей с ограниченными возможностями в трудовые коллективы предприятий, как государственных, так и частных. Для этого необходимо:

  • организация свободных, легкодоступных, бесплатных консультаций (в неограниченном количестве) инвалидов по вопросам их трудоустройства;
  • индивидуальная работа по трудоустройству, исходя из имеющегося опыта работы безработного (если такой имеется) и рекомендаций врача, которые изложены в индивидуальной программе реабилитации;
  • проведение комплекса профреабилитационных мероприятий, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда (профессиональная ориентация, психологическая поддержка, профессиональное обучение, профессионально-производственная адаптация преимущественно в сфере интеллектуального труда);
  • меры государственных служб по содействию в трудоустройстве по соответствующим специальностям (квотирование рабочих мест в соответствующих организациях, экономическая поддержка рабочих мест и т.д.);
  • требуется дополнительное обучение или переподготовка (не каждый нуждающийся в трудоустройстве инвалид имеет специальность, пользующуюся спросом на рынке труда). При этом его специальность должна быть направлена на применение не столько физического труда, сколько устного.
  • профессиональная подготовка (переподготовка) должна осуществляется за счет средств Фонда занятости.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов. Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа.

В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только искать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда. И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. [5]

Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы,  занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

Библиографический список:

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru.
  2. О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями : Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 07.03.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.consultant.ru.
  3. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения : учеб.пособие / под ред. К. К. Гасанова. – Москва : ЮНИТИ, 2017. – 158 с.
  4. Буянова, М. О. Право социального обеспечения : учеб.для студентов / М. О. Буянова, С. И. Кобзева, З. А. Кондратьева. – 5-е изд., стер. – Москва :КноРус, 2017. — 462 с. Власов, В. И.
  5. Особенности правового положения работников-инвалидов / В. И. Власов, О. М. Крапивин // Гражданин и право. – 2013. – № 10. – С. 45-56.
  6. Барашева Е.В. Модель подготовки специалистов среднего звена// Управление экономическими системами № 7,  2016 г.