Барашева Е. В., Талземе Л. И. Конституционно-правовая ответственность правительства Российской Федерации
Конституционно-правовая ответственность правительства Российской Федерации
Constitutional legal responsibility Governments of the Russian Federation
Барашева Елена Викторовна
Barasheva Elena Victorovna
К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
barahevaev@bk.ru
Талземе Лайма Иваровна
Talzeme Layma Ivarovna
студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
Аннотация. В статье анализируются нормы Конституции Российской Федерации, регламентирующие ответственность Правительства Российской Федерации, его взаимодействие с Президентом Российской Федерации. Раскрыта сущность и отличия коллективной конституционно-правовой ответственности Правительства Российской Федерации и индивидуальной конституционно-правовой ответственности должностных лиц Правительства Российской Федерации.
Annotation. The article analyzes the norms of the Constitution of the Russian Federation, regulating the responsibility of the Government of the Russian Federation, its interaction the President of the Russian Federation. The essence and differences of the collective constitutional and legal responsibility of the Government of the Russian Federation and individual constitutional and legal responsibility of officials of the Government of the Russian Federation are disclosed.
Ключевые слова: Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации; Государственная Дума; конституционно-правовая ответственность; отставка
Keywords: Government of the Russian Federation, President of the Russian Federation; The State Duma; constitutional and legal responsibility; resignation.
Рассуждать о наличии конституционно-правовой ответственности Правительства Российской Федерации (далее – Правительство), представляется возможным в силу того, что, в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) устанавливается возможность отставки Правительства РФ по инициативе Президента Российской Федерации (далее – Президент), а также выражения недоверия и отказа в доверии Правительству РФ со стороны Государственной Думы Российской Федерации (далее – Государственная Дума). В научной литературе указанные механизмы называют мерами именно конституционно-правовой ответственности. [1]
Центральным документом, определяющим процесс взаимодействия всех трех ветвей власти, а также Президента, является Конституция РФ. В ст. ст. 10 и 11 Конституции РФ закрепляется всемирно известная теория разделения властей. Однако практическая реализация данных статей сталкивается с проблемой разбалансированности взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти и особой роли Президента РФ в данных отношениях. Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, однако с учетом предусмотренных Конституцией РФ полномочий и возможности влиять на все ветви государственной власти и особенно на исполнительную в лице Правительства РФ, можно прийти к выводу о том, что баланс “сдержек и противовесов”, регламентированный в ст. 10 Конституции РФ, нарушен в сторону Президента РФ.
К тому же, вызывает неразумение содержащийся в ст. 5 Конституции РФ принцип “единства системы государственной власти”, который предполагается гармонично сочетать с принципом “разделения властей”. В этом случае, представляется более правильным и точным вести речь о ветвях единой государственной власти, а не власти каждой из трех ветвей.
Что касается вопроса об определении центра принятия властных решений в исполнительной ветви власти, а соответственно, и об ответственности за принятые решения, то и здесь возникает ряд трудностей и коллизий. Согласно ст. 110 Конституции РФ, Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Вместе с тем по ч. 3 ст. 80 Конституции Президентом определяются основные направления внутренней и внешней политики государства, а Правительство только лишь обеспечивает отдельные направления государственной политики в России. Данный вопрос остаётся открытым в Конституции.
В Конституции РФ установлены механизмы контроля над Правительством РФ только со стороны Государственной Думы и Президента РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Вторым основанием парламентской ответственности, на основании ч. 4 ст. 117 Конституции РФ является отказ со стороны Государственной Думы в доверии Правительству. Председатель Правительства может лично поставить вопрос о доверии Правительству перед Государственной Думой. В случае если Государственная Дума в доверии отказала, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Таким образом, у Государственной Думы нет абсолютной возможности уволить Правительство даже при вынесении двух вотумов недоверия, так как она сама может быть распущена.
Третьим основанием, согласно ч. 2 ст. 117 Конституции РФ, является решение об отставке Правительства РФ, принятое Президентом РФ, который по своей инициативе отправляет все Правительство в отставку. Как правило, это форма крайнего влияния Президента РФ на исполнительную власть. В то же время данная мера является и формой ответственности Правительства перед страной за свои действия, т.к. отставку инициирует Президент РФ, являющийся гарантом Конституции. Даже если в отставку отправлен только Председатель Правительства, это означает, что в отставку уходит весь Кабинет министров. Таким образом, ответственность перед Президентом РФ имеет безусловный и неоспоримый характер. Президент имеет право отправить в отставку Правительство без обоснования причин и в любое время. Эта практика ответственности Правительства РФ перед Президентом РФ использовалась довольно часто Б.Н. Ельциным.
В отношении ответственности Правительства РФ, связанной с его отставкой, необходимо отметить, что отставка Председателя Правительства РФ без формальной отставки Правительства в полном составе Конституцией РФ не предусмотрена, так как действует коллективная ответственность правительства. Конституции ряда зарубежных стран предусматривают наряду с коллективной ответственностью Правительства, также и индивидуальную ответственность каждого министра за состояние дел в конкретной сфере политики.
Определенные характерные черты имеет практика Великобритании и других стран, которые впитали в себя основы британской конституционной системы. Де-юре, там предполагается существование как коллективной, так и индивидуальной ответственности. При этом всем, в случае, когда нижняя палата парламента выражает недоверие какому-либо министру, глава Правительства обязан принять одно из решений: подавать в отставку конкретному министру или же правительству в целом. Такой подход к политической ответственности правительства основывается на идее солидарности его членов. Считается, что все члены правительства несут ответственность за его политику.
Рассматривая вопрос о мерах индивидуальной конституционно-правовой ответственности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, необходимо отметить тождественность процесса замещения и освобождения указанных должностей. Государственная Дума не имеет права поставить вопрос о недоверии конкретному министру.
Министр иностранных дел, министры силовых структур, некоторые руководители служб и ведомств непосредственно подотчетны и несут ответственность только перед Президентом РФ. Остальные министры также подотчетны Президенту, несмотря на то, что законодательно установлено, что их деятельностью непосредственно руководит Председатель и Правительство в целом. На практике Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства. Председатель Правительства также объявлял замечания отдельным министрам за их ненадлежащее качество исполнения обязанностей. [4]
Таким образом, члены Правительства РФ несут персональную ответственность не перед парламентом, а перед Президентом РФ, что еще раз подчеркивает его фактическое положение в качестве реального главы исполнительной власти. Так, например, Указом Президента РФ от 17 октября 2012 г. N 1411 [2] освобожден от должности Министр регионального развития РФ О.М. Говорун без указания правовых оснований отставки. Вместе с тем, применительно к данной отставке следует отметить Указ Президента РФ от 19 сентября 2012 г. № 1304, в котором трем федеральным министрам по представлению Председателя Правительства объявлен выговор за невыполнение распоряжений Президента. Так, можно сделать вывод о введении практики применения мер дисциплинарного характера с указанием конкретных причин в отношении федерального министра, с последующим применением мер конституционно-правовой ответственности в виде отставки без конкретизации ее причин.
Регулирование индивидуальной конституционно-правовой ответственности федеральных министров в некоторых зарубежных странах закрепляется в более сложных и удлиненных процедурах. Так, в Дании, в соответствии со ст. 16 Конституции Датского Королевства, министры могут быть подвергнуты импичменту королем или фолькетингом за ненадлежащее исполнение обязанностей по должности, процедуру импичмента осуществляет Высокий суд Королевства. [3]
Резюмируя вышесказанное, следует констатировать наличие в российском законодательстве мер конституционно-правовой ответственности Правительства РФ. Но де-факто Правительство РФ и его должностные лица несет ответственность за свои действия только перед Президентом РФ.
Библиографический список:
- Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. / С.А. Авакьян. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма – Инфра-М, 2014. Т. 1. 864 с.
- Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 27 – 30.
- Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 45 – 48.
- Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Норма, 2009. 380 с.