Барашева Е. В., Жорова Е. А., Лебасова Е. А. Конституционный контроль как одна из форм демократии

Конституционный контроль как одна из форм демократии

Constitutional control as a form of democracy

 

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Victorovna

К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

barahevaev@bk.ru

Жорова Елизавета Алексеевна

Zhorova Elizaveta Alekseevna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

zho-elizaveta@yandex.ru

Лебасова Екатерина Александровна

Lebasova Ekaterina Aleksandrovna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

katya08944@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассказывается о конституционном контроле, и о том, как он связан с демократией.

Annotation. This article describes the constitutional control, and how it is related to democracy.

Ключевые слова: конституционный контроль, демократия, судебный контроль, конституция, конституционный строй, правовой статус.

Keywords: constitutional control, democracy, judicial control, constitution, constitutional order, legal status.

Судебный конституционный контроль — это официальная деятельность специально уполномоченного Конституцией судебного органа по осуществлению защиты основных прав и свобод человека и гражданина, предупреждение и исключение существования в правовой системе неконституционных актов и толкования Конституции. Конституционный контроль неразрывно связан с конституцией, закрепляющей основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, организацию государственной власти и местного самоуправления. Он относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, и в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там, где начали появляться законы, именуемые конституциями. [1]

Демократия и конституционный контроль должны быть поставлены рядом, поскольку конституционная юстиция защищает традицию как необходимое дополнение писаного права и правовые принципы, занимающие особое место в общей копилке конституционных знаний. В демократическом правовом государстве права и свободы человека и гражданина являются непреходящими ценностями. Конституционный суд, осуществляя высший контроль в государстве, выступает как гарант конституционного строя, обеспечения верховенства Конституции, соблюдения законности и правопорядка. [2]

Рассматривая понятие конституционного контроля необходимо отметить, что конституционный контроль связан с принципом разделения власти и теорией правового государства. Существует двоякого рода связь между принципом разделения властей и конституционным контролем: с одной стороны, разделение власти является причиной возникновения конституционного контроля, с другой – сам этот принцип не может реализоваться без эффективного конституционного контроля. [8] Тесная взаимосвязь существует между правовым государством и конституционным контролем. Без последнего невозможно воплощение в жизнь важнейшего атрибута правового государства – господства права. Отсюда — важнейшая задача конституционного контроля — обеспечение верховенства, господства права и Конституции. Таким образом, на лицо тесная взаимосвязь принципа разделения власти, правового государства и конституционного контроля. Конституционный контроль является важнейшим атрибутом демократического правового государства, построение которого одна из основных задач Российской Федерации. [3]

Конституционный контроль обладает рядом признаков:

1) он основывается на принципе верховенства конституции, закона и соответственно служит обеспечению их приоритета

2) носит контрольный характер – право отмены не соответствующего конституции акта

3) распространяется в первую очередь на правотворческий процесс

4) обеспечивает конституционную законность

5) напрямую связан с толкованием правовых норм, конституции. [7]

Проблема конституционного контроля в России впервые возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик. В юридической литературе нет однозначного подхода к определению понятия и сущности конституционного контроля. Мнения ученых – государствоведов различны. Так, в частности, М.Д. Нудель отмечает, что «конституционный контроль – это, прежде всего, проверка законов с точки зрения их соответствия конституции». По мнению В.В. Туманова, конституционный контроль -это не только конституционность всех актов, но и соответствие подзаконных актов закону и непротиворечивость законов. Некоторые исследователи определяют конституционный контроль как деятельность, заключающуюся в ограничении власти и разрешении конфликтов. В данном определении четко прослеживается связь конституционного контроля с категорией власти, хотя при этом ученые резко расходятся во мнениях по вопросу о том, к какой именно ветви власти следует относить конституционный контроль. [6]

Можно выделить три различных подхода к данной проблеме:

— конституционный контроль отождествляется с судебной ветвью власти;

— конституционный контроль – разновидность контрольной власти;

— конституционный контроль – это своего рода надстроечная конструкция, не принадлежащая ни к одной из ветвей власти. [5]

К сторонникам первого подхода принадлежит Ж.И. Овсепян, которая утверждает, что «сущность конституционного контроля обнаруживается прежде всего в контексте вопроса о его соотносимости с процессом осуществления государственной власти». Характеризуя место органов конституционного контроля в системе разделения властей, Ж.И. Овсепян отмечает, что «конституционные суды следует отнести к судебной ветви власти независимо от того, где они помещены в текстах конституций». В.Е. Чиркин предлагает иной подход к определению места института конституционного контроля в механизме разделения властей. В частности, он говорит о наметившейся в современном мире тенденции в системе разделения властей, а именно, обособлении контрольной власти. Конституционный контроль в подлинном смысле этого слова возникает с появлением писаной Конституции, провозглашенной верховным правом страны. [4] Только при таком условии может быть создана почва для выдвижения тезиса о действительности законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции и, следовательно, о проверке законов с точки зрения соответствия их Конституции.

Библиографический список:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. — Учебник. — Москва, 1996. — С.80.
  2. Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ. /Советское государство и право. /А. Бланкенагель — 1989. № 1. — С. 102.
  3. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). /С.В. Боботов — Москва, 1994. — С.25-26.
  4. Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. / М.А. Нудель — Москва, 1968. — С. 7.
  5. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах: Правовая защита конституции. / Ж.И. Овсепян — Ростов-на-Дону, 1992. — С.20.
  6. Туманов В.В. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов. / Советское государство и право. / В.В. Туманов — 1988. № 3. — С.10.
  7. Чиркин В.Е. Контрольная власть / Государство и право. / В.Е. Чиркин — 1993. № 4. — С.11-12
  8. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. / Ю.Л. Шульженко — М., 1995. — С. 14.