Барашева Е. В., Жорова Е. А., Лебасова Е. А. Конституционный контроль как одна из форм демократии
Конституционный контроль как одна из форм демократии
Constitutional control as a form of democracy
Барашева Елена Викторовна
Barasheva Elena Victorovna
К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
barahevaev@bk.ru
Жорова Елизавета Алексеевна
Zhorova Elizaveta Alekseevna
Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
zho-elizaveta@yandex.ru
Лебасова Екатерина Александровна
Lebasova Ekaterina Aleksandrovna
Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
Аннотация. В данной статье рассказывается о конституционном контроле, и о том, как он связан с демократией.
Annotation. This article describes the constitutional control, and how it is related to democracy.
Ключевые слова: конституционный контроль, демократия, судебный контроль, конституция, конституционный строй, правовой статус.
Keywords: constitutional control, democracy, judicial control, constitution, constitutional order, legal status.
Судебный конституционный контроль – это официальная деятельность специально уполномоченного Конституцией судебного органа по осуществлению защиты основных прав и свобод человека и гражданина, предупреждение и исключение существования в правовой системе неконституционных актов и толкования Конституции. Конституционный контроль неразрывно связан с конституцией, закрепляющей основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, организацию государственной власти и местного самоуправления. Он относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, и в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там, где начали появляться законы, именуемые конституциями. [1]
Демократия и конституционный контроль должны быть поставлены рядом, поскольку конституционная юстиция защищает традицию как необходимое дополнение писаного права и правовые принципы, занимающие особое место в общей копилке конституционных знаний. В демократическом правовом государстве права и свободы человека и гражданина являются непреходящими ценностями. Конституционный суд, осуществляя высший контроль в государстве, выступает как гарант конституционного строя, обеспечения верховенства Конституции, соблюдения законности и правопорядка. [2]
Рассматривая понятие конституционного контроля необходимо отметить, что конституционный контроль связан с принципом разделения власти и теорией правового государства. Существует двоякого рода связь между принципом разделения властей и конституционным контролем: с одной стороны, разделение власти является причиной возникновения конституционного контроля, с другой – сам этот принцип не может реализоваться без эффективного конституционного контроля. [8] Тесная взаимосвязь существует между правовым государством и конституционным контролем. Без последнего невозможно воплощение в жизнь важнейшего атрибута правового государства – господства права. Отсюда – важнейшая задача конституционного контроля – обеспечение верховенства, господства права и Конституции. Таким образом, на лицо тесная взаимосвязь принципа разделения власти, правового государства и конституционного контроля. Конституционный контроль является важнейшим атрибутом демократического правового государства, построение которого одна из основных задач Российской Федерации. [3]
Конституционный контроль обладает рядом признаков:
1) он основывается на принципе верховенства конституции, закона и соответственно служит обеспечению их приоритета
2) носит контрольный характер – право отмены не соответствующего конституции акта
3) распространяется в первую очередь на правотворческий процесс
4) обеспечивает конституционную законность
5) напрямую связан с толкованием правовых норм, конституции. [7]
Проблема конституционного контроля в России впервые возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик. В юридической литературе нет однозначного подхода к определению понятия и сущности конституционного контроля. Мнения ученых – государствоведов различны. Так, в частности, М.Д. Нудель отмечает, что «конституционный контроль – это, прежде всего, проверка законов с точки зрения их соответствия конституции». По мнению В.В. Туманова, конституционный контроль -это не только конституционность всех актов, но и соответствие подзаконных актов закону и непротиворечивость законов. Некоторые исследователи определяют конституционный контроль как деятельность, заключающуюся в ограничении власти и разрешении конфликтов. В данном определении четко прослеживается связь конституционного контроля с категорией власти, хотя при этом ученые резко расходятся во мнениях по вопросу о том, к какой именно ветви власти следует относить конституционный контроль. [6]
Можно выделить три различных подхода к данной проблеме:
– конституционный контроль отождествляется с судебной ветвью власти;
– конституционный контроль – разновидность контрольной власти;
– конституционный контроль – это своего рода надстроечная конструкция, не принадлежащая ни к одной из ветвей власти. [5]
К сторонникам первого подхода принадлежит Ж.И. Овсепян, которая утверждает, что «сущность конституционного контроля обнаруживается прежде всего в контексте вопроса о его соотносимости с процессом осуществления государственной власти». Характеризуя место органов конституционного контроля в системе разделения властей, Ж.И. Овсепян отмечает, что «конституционные суды следует отнести к судебной ветви власти независимо от того, где они помещены в текстах конституций». В.Е. Чиркин предлагает иной подход к определению места института конституционного контроля в механизме разделения властей. В частности, он говорит о наметившейся в современном мире тенденции в системе разделения властей, а именно, обособлении контрольной власти. Конституционный контроль в подлинном смысле этого слова возникает с появлением писаной Конституции, провозглашенной верховным правом страны. [4] Только при таком условии может быть создана почва для выдвижения тезиса о действительности законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции и, следовательно, о проверке законов с точки зрения соответствия их Конституции.
Библиографический список:
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. – Учебник. – Москва, 1996. – С.80.
- Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ. /Советское государство и право. /А. Бланкенагель – 1989. № 1. – С. 102.
- Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). /С.В. Боботов – Москва, 1994. – С.25-26.
- Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. / М.А. Нудель – Москва, 1968. – С. 7.
- Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах: Правовая защита конституции. / Ж.И. Овсепян – Ростов-на-Дону, 1992. – С.20.
- Туманов В.В. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов. / Советское государство и право. / В.В. Туманов – 1988. № 3. – С.10.
- Чиркин В.Е. Контрольная власть / Государство и право. / В.Е. Чиркин – 1993. № 4. – С.11-12
- Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. / Ю.Л. Шульженко – М., 1995. – С. 14.