Башланова И. А. Профессиональные пробы как один из способов профессионального самоопределения детей и молодежи сельской местности
Профессиональные пробы как один из способов профессионального
самоопределения детей и молодежи сельской местности
Professional tests as one of the ways of professional self-determination of children and youth in rural areas
Башланова Ирина Анатольевна
Bashlanova Irina Anatolevna
преподаватель ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова, пос. Бохан Иркутской обл.
Аннотация. В статье представлена сущностная характеристика понятия «профессиональная проба». Рассмотрены условия организации профпробы. Раскрыта сущность технологии организации профпробы.
Annotation. The question of short characteristic of the concept «professional test». Conditions of the organization of professional test. The essence of the technology of professional test.
Ключевые слова: Профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессиональная проба; профессия; технология; организация; сетевое взаимодействие.
Keywords: Career guidance work, professional self-determination, professional test; profession; technology; organization; network interaction.
Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Изучением проблемы профессионального самоопределения детей и молодежи, исследованием рынка труда муниципального образования «Боханский район» Боханский педагогический колледж занимается с 2013 года в рамках реализации федеральной экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация региональных моделей организационно – педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» через социальный проект «Профессиональное самоопределение детей и молодежи сельской местности в условиях рыночных отношений».
Мы живем на селе, где большое внимание уделяется развитию сельского хозяйства и всегда нужны грамотные и высококвалифицированные специалисты, а ребята зачастую не знают, какую профессию выбрать. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб.
По определению авторов концепции профессионального самоопределения молодежи (руководитель С. Н. Чистякова) «профессиональные пробы – это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии». [2]
При прохождении профессиональной пробы школьник не только приобретает информацию о востребованности на рынке труда специалистов данного профиля, выполняемых ими функциях, условиях труда и возможностях карьерного роста, но и получает возможность выполнить профессиональное задание под руководством наставника. Профессиональная проба – это «погружение» в профессию. Она выступает своего рода «индикатором» правильности выбора сферы профессиональной деятельности. [1]
На базе Боханского педагогического колледжа в рамках эксперимента с 2017 года проводятся профессиональные пробы, реализующие четыре основных функции: когнитивную (познавательную), развивающую, диагностическую (выявление/не выявление у себя профессионально значимых качеств личности, обоснованный выбор профессии: «моё – не моё»), конструктивно-прогностическую (позволяют сконструировать модель своей профессиональной деятельности и спрогнозировать выбор профессиональной образовательной организации).
Проведению профессиональных проб предшествовала тщательная подготовительная работа – разработка нормативно-документационного сопровождения (создание положения, издание локальных актов, заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнёрами, составление графика проведения профессиональных проб). Кроме этого, были созданы экспериментальные группы из числа преподавателей колледжа, разработаны рабочие программы, учебно-методическое сопровождение.
Программа деятельности колледжа и сетевых партнеров (МДОУ «Боханский детский сад №1», МБОУ «Боханская СОШ №1», МБОУ «Боханская СОШ №2», МБОУ «Ново – Идинская СОШ», МБОУ «Хохорская СОШ», ГБПОУ ИО «Боханский аграрный техникум», МБУК ДО «Боханская детская школа искусств», МБУК «Межпоселенческое клубное объединение МО «Боханский район», ОГБУ «Боханская служба по борьбе с болезнями животных», ИП «КФХ Середкин А.В.») рассчитана на проведение профессиональных проб.
Реализация образовательных программ профессиональных проб предусмотрена на различных ступенях образования, в которых отражены – условия непрерывности образования, участники межведомственного взаимодействия, образовательные программы профессиональных проб:
– Дошкольное: Реализация комплексной программы сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста «Мой поселок в профессиях»;
– Начальное образование: Реализация комплексной программы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций (3-4 классы) «Мир сельских профессий»;
– Основное и среднее общее образование: Реализация программы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций (8-10 классы) по направлениям:
«Повар-кондитер»
«Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»
«Механик»
«Садовод»
«Ветеринар»
«Пчеловод»
Каждая профпроба включает 1 час занятий, всего их 16, которые делятся на теорию и практику.
На первом этапе школьникам сообщаются основные сведения о профессиях, они получают информацию об этих видах профессиональной деятельности, о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения данными профессиями; знакомятся с правилами безопасности труда, санитарии и гигиены; у них формируется представление об актуальности этих профессий, их востребованности на российском и региональном рынке труда, уровне оплаты, о возможности профессионального развития и карьерного роста.
На практическом (креативно-созидательном) этапе школьники приобретают определенные умения и навыки, связанные с действиями в максимально приближенных к профессиональной деятельности условиях.
Однако непременное условие проведения профпроб в колледже – моделирование различных по уровню сложности элементов конкретного вида профессиональной деятельности, создание конкретного продукта, например: демонстрация игры на музыкальном инструменте, постановка танца.
Профпробы проводятся в малых группах под руководством опытных наставников. После прохождения профессиональной пробы каждый школьник заполняет листок участника, их анализ показывает, что 90% заинтересованы в прохождении проб данного направления, 10% еще не определились.
Таким образом, профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений начального и среднего профессионального образования позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.
Библиографический список:
- Блинов В.И., Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков//Профессиональное образование и рынок труда. – Екатеринбург, 2015. – №4 (17). – С. 14–17.
- Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. – М.: «Академия, ОАО «Московские учебники», 2011.