Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста с использованием информационно — коммуникационных технологий

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста с использованием информационно — коммуникационных технологий

Forming a healthy lifestyle for preschool children using information and communication technologies


Батранина Светлана Юрьевна

Batranina Svetlana Yurievna

Инструктор по физической культуре МКОУ ДС «Рябинка» г. Тайшета

svetabatranina@mail.ru

 

Аннотация. В статье приведены примеры возможного использования информационно-коммуникационных технологий при формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста в детском саду. Обозначены перспективы использования технологий, описаны некоторые формы работы с использованием мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Annotation. The article gives examples of the possible use of information and communication technologies in the development of a healthy lifestyle for preschool children in kindergarten. Prospects for using technologies are outlined, some forms of work are described with the use of multimedia presentations of Microsoft PowerPoint on the formation of a healthy lifestyle for children of senior preschool age.

Ключевые слова: информационно — коммуникационные технологии, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, презентация Microsoft PowerPoint, макрос, триггер, мультимедийная презентация.

            Keywords: information and communication technologies, health, healthy lifestyle, preschool age, Microsoft PowerPoint presentation, macro, trigger, multimedia presentation.

Работая над темой самообразования «Использование информационно — коммуникативных технологий (ИКТ) в физическом воспитании дошкольников» решая одну из задач, возможности использования ИКТ при формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста сделаны следующие выводы.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье [2].

            Успешное формирование здорового образа жизни дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно — образовательной работы в дошкольной образовательной организации и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса. В дошкольных учреждениях чаще всего с этой целью используются различные формы работы.

            «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…» ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [6] указаны следующие требования к развивающей предметно-пространственной среде и кадровым условиям: п.3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы); п.3.4.

Удалось выяснить, что информационно – коммуникационные технологии  позволяют двигаться в ногу с современным миром. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность. Технология может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

Интерактивная презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать образовательный процесс эмоционально окрашенным, привлекательным, вызывает у ребенка живой интерес к процессу обучения, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки.

Предлагаю несколько вариантов использования интерактивной презентации при формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Гимнастика для дыхания «Надуем большой пузырь»

Цель: укрепление дыхательной системы.

Методические рекомендации: Соединить большой палец с указательным пальцем образуя колечко, сделать глубокий вдох, выдыхать продолжительно в колечко из пальцев (повторить 2 -3 раза). По окончании дыхательной гимнастики предложить детям показать руками, какой пузырь они надули.

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: формирование  правильного дыхания, умение контролировать вдох и выдох.

Методические рекомендации: Сделать глубокий вдох, поднять руки медленно через стороны вверх, на выдохе опуская руки через стороны вниз произнести «Ку-ка-ре-ку!».  Дети следят за изображением презентации, подстраиваются  под ритм изображения.

Гимнастика для глаз «Овощи»

Цель: сохранение зрения, снятие усталости с глаз.

Методические рекомендации: в процессе проведения гимнастики в соответствии с текстом внимательно следить глазами за появляющимися объектами.

Ослик ходит, выбирает, что сначала  съесть не знает.

Наверху созрела слива, а внизу растет крапива,

Слева – свёкла, справа – брюква, слева – тыква, справа – клюква, снизу – сочная трава, сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог и без сил на землю лёг.

 В конце крепко зажмурить глаза, открыть глаза и поморгать (выполнить 2 раза).

Переключение слайдов выставлено автоматически по времени, со звуковым сопровождением. Все картинки анимированные, с движениями, что создает дополнительный интерес дошкольников к проведению гимнастики.

Интерактивная физкультминутка «Лётчики на аэродром»

Цель: снятие общего и локального утомления, удовлетворение двигательной активности.

Методические рекомендации: выполнять движения в соответствии с текстом песен и музыкальным сопровождением.

Физкультминутка с использованием музыкального сопровождения, исполнитель Холодная И.В. Переключение слайдов выставлено автоматически по времени, с звуковым сопровождением. Все картинки анимированные, с движениями, что создает дополнительный интерес дошкольников к выполнению физкультминутки, позволяет перевоплощаться в образы героев (пингвины, мартышки, тигр, змеи, черепахи…).

При разработке презентации к викторине «Здоровье – это клад!» для детей старшего дошкольного возраста, шаблон макроса и настройки треггеров в презентации позволили сделать её интерактивной с возможностью работы детей на интерактивной доске. Если слайд, предполагает работу ребёнка с интерактивной доской, то  расположение демонстрационного материала должно быть внизу экрана, что бы дети могли беспрепятственно дотянуться рукой при работе. Все задания были связаны с темой недели «Я вырасту здоровым». Дети самостоятельно работали, поверяли правильность ответов, выставляли картинки в соответствии с последовательностью действий, делали соотношения.

На основании изученного и апробированного материала можно сделать вывод,  что использование информационно-коммуникационных технологий  действительно позволяет сделать образовательный процесс привлекательным. Интерактивные презентации вызывают у дошкольников живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Выбранные и апробированные формы и методы  педагогической деятельности эффективны при формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Интерактивные презентации имеют возможность использования их, как части занятий, так и в различных режимных моментах.

            Библиографический список:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая игровая среда детского сада: Учебное пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2011.
  2. Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. – 2016. — № 4
  3. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. / Под ред. Т.С.Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
  4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: пособие для педагогов дошк. уч. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 204.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384.